Район Новой Лиепаи сейчас как пасынок. Но есть желающие его растить

Обратите внимание: материал опубликован 3 года назад

«Мы находимся на углу улиц Аутору и Теодора Брейкша. Это символично, ведь именно так мы и хотим работать — через творчество и общественную деятельность», — говорит основатель «Общества развития Новой Лиепаи» Бруно Ранцис.

Идею создания общества, которое сможет возродить район Новой Лиепаи, Бруно Ранцис вынашивал лет десять. Но чтобы объяснить, почему сердцу урожденного рижанина так близка Новая Лиепая, начал рассказ со времен своего детства. «Я вырос в Новой Лиепае, на улице 1905 года, то есть Лиепая всегда была для меня солнечным детством. И всегда на каникулах, до конца 80-х, это было мое самое любимое место», — рассказал Бруно. Он признался, что всегда мечтал не просто вернуться сюда, но и перебраться на постоянное жительство. «Но

я прекрасно понимал, что в 90-е из Риги вернуться в Яунлиепаю — это надо быть сумасшедшим».

И откладывал мечту до гипотетической старости — мол, когда-нибудь... Работал маклером по недвижимости, в 2011 году переехал в Лейпциг и прожил там семь с половиной лет.

«Но я все равно следил за тем, что происходит в Лиепае, и для меня большим событием стало, когда Криста из Ideju bode начала действовать, я видел, что как минимум еще у одного человека те же стремления! Я ведь тоже хотел и хочу, чтобы Яунлиепая ожила и город уделял этому району больше внимания», — говорит Бруно.

Небольшое отступление. Криста Калнарая (теперь Лапиня) открыла творческое пространство Ideju bode в конце 2012 года. Находилось оно на той же улице Теодора Брейкша. Здесь был магазинчик с работами местных мастеров и художников, тут проводились кинопоказы, поэтические вечера, встречи с творческими людьми, потом и кафе открылось... Криста несколько раз устраивала праздники улицы Брейкша. Но весной 2018 года по разным причинам «Лавка идей» прекратила свою работу. Жаль. Очень хорошее было местечко и оживляло Новую Лиепаю.

«Яунлиепая — это такой «больной ребенок», грубо говоря, деревня.

Если посмотреть глазами туриста — у человека, который приезжает на автовокзал и идет по улице Ригас, первое впечатление совсем нерадостное. Конечно, было еще хуже, сейчас хоть по улице нормально можно ходить. Но до сих пор Новая Лиепая в роли пасынка», — сетует Бруно.

В 2018-м Бруно вернулся в Латвию, точней, в Лиепаю, признается, что год-полтора потребовались «на ассимиляцию». Думал — оставаться тут или нет. «Ключевым событием стала любовь, поэтому я решил остаться здесь, так что во всем «виновата» женщина», — с улыбкой признается он.

Тогда и понял, что пришло время осуществить давнюю мечту — улучшить жизнь в Новой Лиепае. Договор на помещения на Брейкша 47 заключил в начале марта, и... двух недель не прошло, как грянул коронавирус с чрезвычайной ситуацией. И что делать? Всё бросить? «Принял решение двигаться вперед, это мое призвание, я хотел этого с детства», — говорит основатель и член правления «Общества развития Новой Лиепаи».

Для жителей других городов надо пояснить, что лиепайчане называют Яунлиепаей. Грубо говоря, это территория за Торговым каналом, который делит город на две части, Вецлиепаю и Яунлиепаю. Но — отсекаем Северное предместье, то есть Лаумовский район и Зеленую рощу, а также Каросту и Тосмаре. Остается кусок до переезда на улице Райня с одной стороны и вся часть улицы Бривибас и ее окрестности до границы города в сторону Риги. Территория «Металлурга» — это тоже Новая Лиепая. Исторически промышленный район.

Потому Бруно очень волнует судьба территорий «Металлурга», гибнущее здание линолеумного завода, он переживает, что Старое кладбище в запущенном состоянии...

«Цель общества похожа на задачи Rīgas Apkaimju alianse, когда микрорайоны становятся общественно и политически активными. Такое же общество можно сделать не только в Новой Лиепае, но и в Старой, и в других районах города. Проблем хватает, но

важно, чтобы в каждом микрорайоне было ядро, которое активно борется за свою часть, продвигает его интересы на уровне самоуправления. Тогда оно будет вынуждено реагировать. Решения будут приниматься не в кабинетах, а при активном участии населения.

И наше общество может стать примером для других микрорайонов Лиепаи», — Бруно Ранцис уверен, что такие действия могут стать реальной коммунальной политикой, и не надо ждать выборов.

«Само название говорящее — Яунлиепая, Новая Лиепая!..

Идея общества — сделать так, чтобы это место, Новая Лиепая, соответствовало своему названию.

Мы находимся на перекрестке улиц Аутору и Теодора Брейкша. В этом ключ. Аутору — это творческая составляющая, я и сам поэт, и блоги веду. А Теодор Брейкшс был общественным деятелем. Так что цели нашего Общества можно объяснить просто по названиям улиц, где мы находимся», — поясняет он.

Теодор Брейкшс в истории города — личность очень крупная. Он был губернским секретарем, титулярным советником, руководителем городского Управления образования, учителем, членом городской Управы, помощником главы города, мировым судьей, а в 1914-1915 гг. — мэром города. Это краткое и далеко не полное перечисление. И он очень многое сделал для всей Либавы-Лиепаи.

Бруно надеется, что удастся создать сильную команду активных людей, чтобы начать реальную работу. И добавляет, что его заботят проблемы всей Лиепаи, и хочется, чтобы город стал лучше.

Из-за пандемии «Общество развития Новой Лиепаи» только сейчас начинает активную работу. И первым стал цикл «Мир через Культуру». Название — отсылка к Николаю Рериху и его одноименной книге. Бруно Ранцис когда-то посещал рижский клуб «Живой этики», говорит, что тогда через Клуб молодых рериховцев был и политически активным, в конце 80-х — начале 90-х был одним из тех, кто создавал Молодежный Сейм. «Из Рериха мне нравится именно сама мысль «Мир через культуру», он остального я дистанцируюсь. Идея цикла следующая — чтобы здесь была возможность встреч разных культур, чтобы у нас, наконец, начались диалог и взаимодействие между латышской и русской общинами», — излагает Бруно суть затеи.

Открыла цикл «Мир через культуру» встреча с художницей Натальей Матвеевой (о ней Rus.Lsm.lv расскажет отдельно). Темой следующей встречи будет еврейская культура, затем — немецкая... «Еврейская и немецкая общины в Лиепае были очень значимыми в городе до Второй мировой войны. Хочу, чтобы была возможность рассказать и о них, и о других национальностях и их культурах, начать межкультурный диалог, чтобы представители нацменьшинств смогли рассказать о себе другим, и люди разных наций могли взаимодействовать. Вот я из поэтов, а в сентябре будут традиционные Дни поэзии, и с моей точки зрения, проблема лиепайских Дней поэзии в том, что они практически всегда на латышском языке, а хочется, чтобы на всех! И вместе, а не по отдельности. Вот вам и «Мир через культуру», в этом моя идея, чтобы две общины начали диалог именно таким путем», — говорит Бруно.

И еще пара слов. В помещениях на Брейкша 47 царят книги. Они всюду. Даже в старой холодильной витрине. В центре на стопках энциклопедий — доска-столешница с шахматами в центре. Бруно Ранцис уверен, что древняя игра символизирует диалог и взаимодействие — принципы вымечтанного «Общества развития Новой Лиепаи».

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное