Рассказы старых фотографий. В Даугавпилсе продолжается белорусская акция

Обратите внимание: материал опубликован 2 года назад

На сей раз Центр белорусской культуры предложил дать слово «бумаге» — принести фотографии, документы, книги из семейных архивов, сопроводив эти артефакты историями. Самыми «разговорчивыми», что неудивительно, оказались старые снимки.

Rus.LSM.lv уже рассказывал об акции «Артефакты моей семьи»: она стартовала в январе — тогда говорили о домашней утвари, продолжилась в феврале — встреча посвящалась текстильным изделиям. И вот в марте пришло время фотографий.

Дальше — фрагменты рассказов, в которых сплелись большая история и людские судьбы.

Инна Валюшко: «Этот снимок сделан в 1956 году. Свадьба моей двоюродной сестры, ей сейчас 86 лет, она живет в Беларуси. На фотографии — вся деревня. Детей нет, меня в том числе — мне восемь лет тогда было: пока взрослые фотографировались, мы пытались что-нибудь вкусное стащить со стола…

Вот тут тетка Пелагея стоит. Она до войны ходила в Латвию на заработки. Это 1939 год был. Потом — война, немецкая оккупация, партизаны. В Беларуси мощное партизанское движение было. Гитлеровцы как-то карательную операцию устроили — за каждого своего убитого партизанами солдата решили сжечь сто местных жителей. Бросились по округе собирать. Пелагея тоже попала. Гонят их на казнь, и вдруг она слышит знакомую речь — один офицер говорит по-латышски. Пелагея язык узнала, немного понимала и чуть-чуть говорить могла. Бросилась к нему в ноги, стала просить пощады. Он очень удивился и … отпустил. Так и выжила…»

Нина Юхновская: «На фотографии мой дядя — Петр Юхновский, 1925 года рождения. В 1942-м его увезли на принудительные работы в Германию, работал на гипсовом заводе. Производство вредное, но в письмах он не жаловался, письма ведь цензура проверяла. Просил сала, ему слали, что могли. В июле 1944 года умер от туберкулеза — в 19 лет… Это всё, что нашей семье удалось узнать, спустя много лет, через Красный Крест. Могила не зарегистрирована. Где-то на юго-западе Германии дядя находился — недалеко от Швейцарии».

Алена Родионова: «Это мой прадедушка в Аргентине. Он в 1929 году из Беларуси вместе с двоюродным братом поехал в Буэнос-Айрес на заработки. Работали или в шахте, или на каком-то заводе при шахте. В 1932-м вернулись. Прадедушка заработал много — семья купила землю, косилку, дробилку, пчел завела. К сожалению, в 1935 году прадедушка умер, у него одна дочка была — моя бабушка. Хорошо бы когда-нибудь поехать в Буэнос-Айрес и найти места, связанные с прадедом…»

Мария Пометько: «У меня мало старых фотографий — они хранятся в родительском доме в Беларуси. Всё когда-нибудь наладится, мы там соберемся, и я привезу сюда больше снимков. Тут вот бабушка, она почти сто лет прожила; часто ходила с хворостиной — нас, детей, контролировала, а мы коров пасли. Я на снимке с коровой Ромашкой — пасти начинали лет с семи, рано вставали — ох, каторга… На заднем плане отец пуню строит — чтобы сено складывать.

А это моя фотография с доски почета в школе. Младшие классы. Я такая серьезная, отличница… Почему-то тогда дети на снимках часто не улыбались.

Я еще книжку любимую принесла — «Витя Малеев в школе и дома» Носова. Издание 1953 года, зачитана до дыр. Мы на печке всё время книжки читали…»

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное