Несколько десятков новоизбранных депутатов в по меньшей мере 20 краях отказались от мандатов. Это число, вероятно, еще больше — точную информацию никто не собирал и не анализировал.
Виесите, Гаркалне, Кандава, Добеле, Лимбажи, Царникава, Олайне, Ливаны, Огре, Мадона, Буртниеки, Амата, Яунпиебалга, Инчукалнс, Эргли, Алоя, Краслава, Смилтене, Салдус и Вецумниеки. В некоторых краях мандаты сложили один-два депутата, но в Гаркалне и Виесите — по три.
Агита Опинцане, выбранная в думу Эргли, более десяти лет проработала в управлении Юмурдской волости. Жители просили ее не покидать пост — поэтому политик решила отказаться от мандата.
«Да, были люди, который сказали, что хотели бы, чтобы я была в списке депутатов, поскольку они голосовали с этой мыслью.
Они разочаровались из-за этой новости. Но теперь, когда я пояснила: жители Юмурды были очень огорчены, когда стало ясно, что меня выбрали — и мне надо остаться на посту руководителя волости — то [избиратели] все поняли», — пояснила Опинцане.
Раймонд Сиполс, глава Яунберзской волости, дал понять, что, возможно, не сложил бы мандат, если бы в думе Добеле не оказался в оппозиции.
«Каждый солдат мечтает стать генералом.
Поскольку результаты выборов такие, какие есть, и система партий работает так, как работает — большинство и оппозиция, и, поскольку мы не в большинстве... Я, оставшись, продолжая работать в волостной управе, могу сделать значительно больше из того, что обещал своим избирателям, чем если бы сидел в депутатском кресле», — добавил Сиполс.
Висвалдис Валтенбергс, ведущий научный сотрудник Института социально-политических исследований Латвийского университета, указал, что у большей части общества есть очень приблизительное представление о работе в самоуправлении — относительно того,
сколько времени это занимает, что не все работодатели позволяют совмещать обязанности депутата с текущей работой, а также о зарплате депутата, которая в маленьких самоуправлениях многих может разочаровать.
«Мы не можем исключать, что отказ может пойти на пользу кому-то, кто баллотировался от определенного списка, но кого не выбрали, кто не получил необходимое число голосов. И такие ситуации возможны», — добавил Валтенбергс.
Однако во многих краях кандидатуры выставляли главы местных управ, а также думские исполнительные директора, которые ясно представляли, что совмещать посты не позволяет закон.
Янис Эглитс, парламентский секретарь Министерства по защите окружающей среды и региональному развитию, отметил: в большинстве случаев руководители самоуправлений повлияли на сотрудников, призвав их баллотироваться от списка — чтобы получить дополнительную поддержку.
«Пост исполнительного директора дает возможность не только говорить с избирателями намного чаще, чем могут люди, которые в думе не работает, но также позволяет участвовать в мероприятиях и хвастаться сделанным, а также в думских газетах появляться...
Конечно, это нечестно по отношению к избирателю, поэтому я призываю оценивать не только этих самих людей, которые это делают, но и их политические партии», — указал Эглитис.
Случаи, когда на выборы идет человек, знающий, что в случае победы депутатом становиться не будет, закон не регулирует.
Скорее всего, некоторых людей включали в списки как «локомотивы», чтобы получить популярность и голоса, считает и специалист по делам самоуправлений Инга Вилка. Она допускает, что случаи, когда такой вариант был оговорен товарищами по партии с конкретным кандидатом заранее — хоть и редкость, но возможен. Ведь если новоизбранный депутат сложит мандат — депутатом становится следующий по списку политик. Такое возможно, если планы партии изменили избиратели, выставив «плюсы» и «минусы» кандидатам. По ее словам, в таких случаях «неправильно избранные» депутаты слагают мандаты в пользу тех, «кому положено».
«Была и ситуация, когда депутаты, правда, не сразу после выборов, слагали мандаты ради того, чтобы получать пособие по безработице. Такое было в Латгалии и Риге»,
— говорит Вилка.
Но чаще всего причиной отказа от депутатской должности является то, что политик не получил власть и в связи с этим не смог либо выполнить данные избирателям обещания, либо защитить уже какие-то свои интересы.