Евгений Милованов — представитель общества Cits Ķengarags, местный краевед. Он рассказывает, что мебельный магазин в этом здании был до совсем недавнего времени. Но когда только открылся...
«В то время это была латвийская Икея, мебель можно было взять на заказ у тех заводов, который тут выставлялись», — рассказал он.
В последние годы перед закрытием это был салон литовской мебели. Но вот само здание для многих в Кенгарагсе до сих куда более ценно, чем его наполнение.
«Здание — ему неполных 40 лет. Открылось в 84 году строилось около пяти лет. По современным меркам, не такое уж и старое. Это образец советского модернизма, и таких зданий не так много в Риге. Это уникально здание. Никакой не типовой проект. Уникальная архитектура», — добавил Милованов.
Но для владельца здания это не показатель. Территорию купила торговая сеть Lidl с вполне конкретными целями. И уже получила разрешение на снос мебельного салона.
«Lidl мог бы его переделать под свои нужды, но не сносить. Здесь мог бы разместиться целый торговый центр. А ради одного магазина сносить целое монументальное здание — это кощунственно... Зачем сносить капитальное здание, когда его можно использовать, подвести под свой бренд, только подойти креативно к этой задаче», — говорит краевед.
«Lidl имеет свои стандарты строительства. И старается строить свои здания. Возможности реконструировать это здание мы не рассматривали. Не поступило никаких сигналов от строительного управления о том, что оно имеет какую-либо архитектурную ценность. Меняются и требования к пожарной безопасности», — подчеркнула Дана Хасана, представитель Lidl Latvija.
«Цены были средней советской семье доступными», — вспоминает Арманд Бисениекс, главный архитектор научного и дизайнерского объединения Gauja (1985-1990).
Бисениекс в советские годы возглавлял объединение Gauja. Мебель их дизайна выставлялась в одноимённом магазине-салоне. Арманд признаётся — и тогда само здание ему не особо нравилось.
«Конечно, это было что-то с характером. Иначе, чем просто ангары. Чисто как архитектурное изображение — ценности особой нет. А исторически — может быть», — говорит он.
Сейчас Арманд — член совета латвийского союза архитекторов. О новом здании, которое должно прийти на смену этому, ему есть что сказать.
«Если это простейшее одноэтажное здание, то я вынужден согласиться, что архитектурной ценности у него не больше, чем у этого здания. Но исторической ценности нет никакой. В целом я сторонник того, что всегда нужно обдумать хорошо — можно ли использовать то, что есть, прежде чем просто снести», — добавил он.
Можно сказать точно — новый продуктовый тут будет. Дополнит ансамбль из двух других супермаркетов по соседству. Один из них — серый, для которого в двухтысячных снесли здание кинотеатра Maskava, другой — красный — появился тут вместо небольшого парка.
Так и от магазина-салона Gauja скоро могут остаться лишь воспоминания и эти фотографии. Работы по его сносу должны начаться в ближайшее время.