■ Дополнение: 20 июля редакция получила комментарий SIA Ventspils Nami.
Публикуем его в том виде, в каком он был получен Rus.Lsm.lv
Обитатели многоквартирной девятиэтажки встали с плакатами перед офисом компании Ventspils nami. Она ведала их домом 17 лет подряд. Претензий к управляющим накопилось много — например, дымовые детекторы, установленные в подъездах, клиенты сочли слишком дорогими: каждый прибор обошелся в 43 евро. И в целом им непонятно, куда и как тратятся собранные на хозяйство деньги.
«Почему вы хотите этот дом удержать за собой? Лично я как жилец этого не понимаю. Если мы, по-вашему, плохие — не платим, копим долги, почему бы вам просто не уйти? В чем ваша выгода?»
— говорит один из жильцов Эгил Крейслерс.
Его соседка Виргиния Круминя добавляет:
«Мне не всё равно, что у меня в подъезде течет водопровод. Два дня я без горячей волы, потом два дня — с мутной коричневой водой. Мне за это приходится платить. Но было бы хоть всё это сделано вовремя... Но не сделали ни вчера, ни позавчера».
Закон об управлении жилым домами гласит, что смена управляющей компании может состояться, если за это проголосовало больше половины квартировладельцев. Но так как во время пандемии не имелось возможности провести общее собрание как положено — ограничились опросом.
В Ventspils nami считают, что опрос был незаконным:
«На некоторых квартировладельцев производилось давление. К ним домой приходили и не уходили, пока не поставят подпись, где нужно»,
— утверждает председатель правления SIA Ventspils nami Михаил Чернявский.
Когда квартировладельцы заключили договор с новым домоуправлением Pārvaldnieks V, и здание было обследовано, им рассказали о плохом техническом состоянии дома: не утепленных трубах отопления, текущей канализации, нечищеных вентиляционных шахтах и тому подобном.
«В первую очередь ведь не подъезды красить нужно, а привести в технический порядок. Чтобы действительно можно было перекрыть один стояк водопровода и чтобы остальных даже не беспокоило, что в соседнем подъезде происходит ремонт», — пояснил председатель правления SIA Pārvaldnieks V Сергей Быков.
Теперь, поскольку расторгнуть договор с Ventspils nami не удалось, жильцы вынуждены платить обеим фирмам. Часть квартировладельцев платит новому домоуправлению, часть — решили не платить вообще, пока ситуация не прояснится. Виргиния Круминя подчеркивает, что не доверяет прежним управляющим:
«Они нам за столько лет ни смету на ремонт, ни договор не показали, ничего. Мы согласны платить свои долги, но покажите, нет ли там приписок».
В Госполиции получено уже несколько заявлений от недовольных жильцов о возможных нарушениях закона со стороны домоуправления, и стражи порядка теперь оценивают, был ли в его действиях состав преступления.
Комментарий SIA Ventspils nami (публикуется as is — в том виде, в каком он был получен редакцией):
«Смена управляющего домом, как и любого другого поставщика услуг, является совершенно нормальным процессом, однако важно, чтобы он осуществлялся юридически правильно. Обслуживание жилых домов как со стороны поставщика услуг, так и с точки зрения жильцов — комплексный вопрос, так как каждому собственнику, помимо самой квартиры, принадлежат также идеальные доли, например, земля, подвал, чердак, лестничная клетка и крыша. В большинстве случаев собственники квартир воспринимают как свое имущество только квартиру, и существует необоснованное мнение, что обо всем остальном, что находится за дверью квартиры, должен позаботиться кто-то другой. Фактически управляющий домом только осуществляет волю жителей дома, однако в действительности вся ответственность за содержание дома и его техническое состояние возлагается только на плечи управляющего. Это хорошая основа для недобросовестных предпринимателей, которые, пользуясь наивным доверием людей, перенимают жилой дом в свои руки.
Если общность собственников квартир действует вопреки установленному ими же порядку, то органы власти могут признать принятое решение недействительным, потому что решение или процедура его принятия, по существу, противоречат нормативным актам. В данном случае в Вентспилсе не соблюдена юридическая процедура, установленная и согласованная общностью жильцов: общность собственников жилого дома не соблюдала порядок принятия решений, обговоренный на общем собрании и содержащийся в договоре об управлении — общее собрание не было созвано под предлогом ограничений из-за пандемии. Более того, общность жилого дома, избирая еще предыдущего управляющего, постановила, что договор об управлении не может быть расторгнут на основании результатов анкетирования. Несмотря на это, было проведено анкетирование и, согласно имеющейся у нас информации, что подтверждается и заявлениями в Центр защиты прав потребителей, в некоторых случаях анкетеры не уходили до тех пор, пока жилец не проголосовал за смену управляющего, т.е. у жильца не было возможности обдумать это решение.
Ввиду вышеизложенного и того факта, что нам не были предоставлены документы, свидетельствующие о том, что смену управляющего поддерживает большинство жильцов дома, мы обратились в полицию, которая в настоящее время проверяет, являются ли методы Pārvaldnieks V юридически корректными.
Цель ООО Ventspils Nami — действовать в соответствии с решением большинства жильцов и передать дом другому управляющему, если такова воля большинства жильцов, согласно порядку, установленному законом и договором об управлении», — комментирует Михаил Чернявскис, председатель правления ООО City Service.