«Если не сейчас, то все рухнет». Как в ЧС открывалось первое в Латгалии котокафе

Обратите внимание: материал опубликован 3 года назад

Жизнь в Латвии разделилась на «до 13 марта» и «после 13 марта». Именно в этот день в стране объявили чрезвычайную ситуацию. В этот момент в Даугавпилсе шли последние приготовления к открытию первого в городе котокафе. Автор идеи Анита Озолиня вынашивала проект полтора года, сообщает Латгальская студи Латвийского радио 4.

Конечно, от большинства планов пришлось отказаться и работать не так, как рассчитывали вначале. В котокафе живёт пять котов. Все они взяты из приюта. Их специально подбирали по характеру, чтобы они тянулись к людям. О работе первого котокафе Латгальской студии Латвийского радио 4 рассказали автор идеи Анита Озолиня и администратор кафе Алёна Диденко.

— Анита, идея котокафе возникла пару лет назад, о нем громко заговорили, когда была городская программа «Импульс» по поддержке городского предпринимательства. Два года — это много или мало, чтобы пройти путь от идеи до открытия кафе?

— Два года еще не прошло. Я надеюсь, что в два года мы все же уложимся. Сама идея возникла гораздо раньше. Это случилось во время путешествий, когда мы случайно забрели в Милане в котокафе. Я как большой любитель котов — с детства они в нашей семье всегда были — очень этой идеей вдохновилась. Мысль об этом в голове засела, что моим следующим проектом будет котокафе. Останавливало, наверное, то, что достаточно новая и свежая идея, и не было четкого понимания как это все должно работать.

Когда я все-таки решила участвовать в конкурсе грантов «Импульс», то там одним из непременных условий было наличие структурированного бизнес-плана. И вот как раз это требование позволило сесть, все разложить по полочкам, понять, сделать какой-то финансовый анализ. И стало ясно, что в принципе, не такая уж эта идея и утопическая. В общем, я могу открыть тайну: само написание проекта заняло ровно 3 дня. То есть это, видимо, уже настолько все было уже «выношено» годами, что все просто нужно было отобразить на бумаге.

Честно скажу, что во время защиты я не чувствовала, что эта идея как-то особо понимаема. Очень многие поддерживали идею, но и были те, кто считал ее достаточно странной. Это немножко огорчало, но в принципе, итог важен — я проект выиграла, и кафе уже есть.

— Вы долго искали помещение. Вроде нашли, но там тоже возникли свои проблемы. Путь оказался тернистый?

— Да, но, наверное, все, кто работает с проектами и не только с ними, те, кто расширяет свой бизнес, те, кто осваивает какие-то новые виды предпринимательской деятельности, любые стартапы — все это гладко только на бумаге. Но присутствуют такие моменты, как и человеческий фактор — он является главным препятствием. Ну и конечно, как сейчас, есть еще какие-то форс-мажорные обстоятельства.

В нашей ситуации бизнес-план писался под совершенно конкретное помещение, в котором мы на тот момент находились. И вроде на тот момент мы получили согласие арендодателя на обустройство кафе. Потом обстоятельства изменились — нам в размещении отказали. Мы долго искали новое помещение, потому что все-таки котокафе — это специфический проект, помещения должны быть адаптированы. Мы его нашли, но оно нуждалось в очень большом ремонте, мы его делали за свои средства, потому что все это не запланировано. Но в итоге все получилось, но опять-таки, когда казалось, что уже все сделано…

— И снова напасть, которую никто не ждал, — 13 марта объявили о чрезвычайной ситуации в стране, а вы открылись 15 марта.

— Я немного смодулирую ситуацию: когда вы очень-очень ждете гостей, готовитесь, готовитесь, и вроде гости готовы прийти, а тут бах — происходит что-то из ряда вон выходящее, и вы понимаете, что все ваши приготовления насмарку. Здесь, видимо, есть два исхода: либо вы махнете на все рукой, начнете грустить, осознаете все и смиритесь с тем, что гости не придут, либо назло всем обстоятельствам вы примете гостей. И мы решили придерживаться второго варианта, другого и быть не могло. Это своего рода вызов, я бы сказала.

Когда 13-го числа объявили чрезвычайную ситуацию, то я поняла, что это уже совсем не очень хорошо… Вроде как вся эта длительная подготовка, за которую уже подустал и морально, и физически, кажется, что вот сейчас точно финиш. Поэтому мы решили открыться. Мы еще не открылись фактически, но просто решили попробовать поработать в тестовом режиме, ни на что не надеясь. Но я осознавала: если мы остановимся, то все, что мы делали эти полтора года, просто рухнет. Я просто понимала, что если мы не будем работать, то скоро настанет момент, когда не только нам, но и нашим котикам кушать нечего будет. И мы стартовали.

— Алена, а как вы восприняли вот эту ситуацию? Вы понимали, что час открытия близок, и вы уже были задействованы в проекте. Обсуждался момент: что делаем — открываемся или ждем, когда ситуация нормализуется?

— У нас были планы сделать грандиозное, красивое открытие, пригласить гостей… Мы планировали сделать все в конце марта-начале апреля. Обсуждали 30 марта. Но вот произошла такая ситуация, мы созвонились с Анитой, произошла минута молчания, и мы такие в один голос: «Надо открываться!» Да, надо. Когда? Завтра? Нет, давай послезавтра. Быстро сели, все придумали: чем угощаем, что делаем, кофе заказали.

Мы открылись, сели и тут слышим шаги… Самые первые гости пришли! Мы очень волновались. Это была парочка ребят, мы их встретили, провели в зал с котами. Первые заказы. Мы, конечно, очень переживали, как это все будет выглядеть. Все сделали, отнесли гостям — им понравилось! Когда первые гости говорят, что им понравилось, это, конечно, очень приятно.

Потом пришли еще гости. В этот день было больше наших знакомых — шесть человек. Самые смелые. Люди были в панике. Несмотря на карантин они пришли. Никто не знал, как себя вести. Из-за этого была паника. Я их понимаю, я тоже не знала, что делать. А тут такое первый раз вообще. И потом, уже на следующий день, к нам пришло в два раза больше людей. И потом люди стали как-то поддерживать, приходить. Когда люди приходят уже во второй, в третий раз — это здорово. У нас приходили папа с дочкой — мы уже работали месяц –— и каждую субботу, воскресенье они приходили. Это уже наши постоянные клиенты.

— Сейчас уже волнение прошло с момента открытия? Ритм работы стабилизировался или все же еще присутствуют эмоции?

— Волнение есть. Через пару дней мы поняли, как у нас все будет. Мы начали с самого малого, кухню мы еще не открывали, потому что оборудование еще не закуплено в силу обстоятельств и всех форс-мажоров. Эта неуверенность в завтрашнем дне, наверное, и удержала от открытия кухни. Мы стали работать на кофе и десертах. И сейчас я себя чувствую намного спокойнее.

Алена все рассказала так достаточно гладко об открытии. На самом деле, все было не так гладко. У меня просто какое-то отчаяние было, потому что когда ты идешь-идешь к этому, и тут ничего не получается, то у меня была паника. Но Алена сказала: «Нет, все будет хорошо, мы открываемся, мы будем работать, все хорошо!» И я действительно поверила, что все будет хорошо. У нас есть еще третий член нашей небольшой команды — Карина. Наверное, благодаря только девчонкам я немного воспряла духом. Потому что, наверное, у каждого предпринимателя во время взлетов бывает какая-то эйфория, а во время падения — паника. Но это нормально.

— А теперь о главных участниках этого проекта — котах. Сколько их и откуда они? Как они подбирались, был ли какой-то кошачий кастинг?

— Получилось все, наверное, тоже случайно. Первым у нас появился наш толстенький беленький Жора. Это Жора Котовский — в честь него кафе получило название. На нашем логотипе совершенно два реальных прототипа — черный и белый котики Жора и Боня. Значит, первым появился Жора. Он жил на улице Ригас в теплоузле, и мои знакомые попросили его забрать, зная, что я не могу пройти мимо. Да и место у меня на тот момент было.

Потом Жора захандрил, скучно ему одному было. Это уже была не уличная жизнь, а домашняя, не такая яркая. И я поехала в приют, привезла оттуда ему друга, нашего черного котика Боню. Они сразу подружились, обрадовались друг другу. На тот момент я уже сдала проект. Я не знала, одобрят его или нет, но тем не менее я просила Оксану, директора приюта, рекомендовать нам котиков с добрым нравом. Коты все-таки с разными характерами бывают. Дома у меня еще четыре кота живут, но они обладают далеко не добродушным нравом.

— То есть это был специальный отбор по характеру.

— Да. Рекомендовала их нам Оксана, потому что она непосредственно знает, как говорится, каждого кота в лицо, и она наблюдает их в повседневной жизни, она видит их отношения в кошачьем коллективе, она видит их отношения с работниками приюта. И вот после Бони к нам приехала наша Туся — единственная барышня. Она очень сообразительная, милая, доброжелательная кошечка. После нее Оксана нам посоветовала Персика. Он очень любит людей, любит утаскивать, красть всякие предметы, чтобы поиграть. Действительно, Персик – это просто наше солнышко, он звезда уже всех социальных сетей, он на всех фотографиях, он плавно перетекает с одних коленей на другие и просто подпитывается человеческой любовью. Последним к нам приехал Патрик, тоже котик, который попал в приют, хозяева его так и не отозвались. Он тоже интеллигентный, спокойный, хороший котик. Пока их пятеро, но конечно, будет больше, но не сейчас. Сейчас, дай бог, нам с пятерыми выжить.

— Несколько слов уже было сказано о том, что первое волнение уже прошло, появилась некоторая уверенность. Как вы видите в дальнейшем свое развитие?

— Конечно, уже какие-то направления обрисовались – куда и как нам двигаться. Но на 100% быть уверенными в завтрашнем дне мы не можем. Потому что никто не может прогнозировать, что будет завтра. Будем надеяться на лучшее, потому что у нас есть планы развития. Во-первых, это, конечно, открыть кухню, во-вторых, и котиков больше хотим взять, хотим сюда и дополнительные виды деятельности внести. Пусть у нас все получится!

Как писал Rus.Lsm.lv, в рамках программы грантов «Импульс» Даугавпилсского городского самоуправления Анита в 2018 году получила определенную сумму на открытие котокафе. Все деньги, по ее словам, еще не освоены, продолжение следует. Пока что кафе готово работать по принципу «трех k»: kafija — kūciņa — kaķis. Посетителям предложат кофе или кофейный напиток, вкусняшку и — главную фишку — общество пяти роскошных котов.

Животные проходят регулярный медицинский осмотр, здоровы и веселы. Правила в Kotoffski строгие, и тут нынешняя чрезвычайная ситуация ни при чем: в любом случае вход только в бахилах и при обязательной дезинфекции рук, дабы котики не подхватили от людей какую-нибудь заразу. Котов нельзя брать на руки: они сами запрыгнут на колени, если захотят. Детям до семи лет вход в кафе запрещен, от семи до 11 — только с родителями или другими взрослыми.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное