Лещёв в 2008 году из-за экономического кризиса в Латвии уехал работать в Великобританию сварщиком — на завод по производству бурового оборудования для нефтедобычи. Идея создать собственную компанию зрела постепенно. Владелец фирмы, где работал Андрей, тоже начинал сварщиком — и это было мотивацией смотреть шире на собственные перспективы.
«В то же время в том городе, где я жил, повезло познакомиться с ребятами из России, Казахстана, Азербайджана, которые работали в нефтяной индустрии. Все они работали на разных позициях — инженер, менеджер, директор. Один раз сидели в пабе и общались на тему работы. В то время у ребят с работой были непонятки».
В том разговоре подняли тему своего бизнеса, но на тот момент эту затею серьезно никто не воспринял. Но спустя некоторое время один из участников разговора — у него были трудности с работой, он многое переосмыслил — позвонил с предложением создать свою компанию по производству бурового оборудования. Войти на этот рынок было сложно.
«Все, кто был задействован в организации компании, так или иначе работал в нефтяной индустрии — начали заходить через личные знакомства. Где-то знаем менеджера, где-то директора, где-то менеджера по закупкам и так далее. Предлагали свой продукт на основании того, что они знают нас, как мы работали и где работали — они идут на риск и берут у нас продукцию. Как показывает практика, после первого бурения они остаются довольны нашими долотами — и возвращаются к нам опять».
Главная причина переезда производства в Даугавпилс — Brexit, объясняет Андрей Лещёв.
«Через год мы решили перевести производство в Латвию. Это было сделано в связи с Brexit, так как неизвестно было, что и как будет работать — и как сотрудничать с нашими клиентами. Перевели компанию в Латвию. Здесь работаем два года, но английская компания также существует и функционирует».
Компания Андрея Лещёва в октябре этого года вошла в даугавпилсский бизнес-инкубатор. И производства бурового оборудования — это было что-то новое, рассказывает руководитель бизнес-инкубатора Латвийского агентства инвестиций и развития в Даугавпилсе Андрей Зелч.
«В основном мы стараемся поддерживать производство, потому что нам очень важно, чтобы компания, которая что-то производит, выходила на экспортные рынки. С этим случаем надо было усердно работать, чтобы находить сбыт, так как произвести — это небольшая проблема. Проблема со сбытом — чтобы всё, что у нас производилось, куда-то сбывалось. Отрасль нефтедобычи для нас характерна, и работы у нас будет много, но это интересно, такого у нас ещё не было».
Андрей Зелч отмечает: плюс компании в том, что это действующее предприятие.
«Один из критериев — чтобы идея переросла в момент прототипа и каких-то первых продаж. Случай, про который мы говорим, как раз такой — опыт уже есть, что-то производилось, попробовали, продали, и сейчас можно получать поддержку для развития того, что уже попробовали».
Шестой год центр предпринимательства Латгальского региона планирования отмечает лучшие компании и коммерсантов в разных отраслях. Третий год подряд существует номинация «Предприимчивый реэмигрант года в Латгалии». В этом году компанию Андрея Лещёва Customized drilling solutions Latvia назвали победителем в этой категории, рассказывает руководитель Латгальского центра поддержки предпринимательства Андрис Куцинс.
«В этом есть свой смысл — чтобы показать, что и у нас есть хорошая бизнес-среда, чтобы навыки, полученные за границей, переносить сюда и организовывать бизнес и расширяться именно в Латвии, в Латгалии. В этом году мы были удивлены, что одна из заявок была от предприятия, которое производство перенесло из Англии в Латвию».
Вся продукция фирмы Лещёва уходит на экспорт.