В Лиепайском Детско-юношеском центре – около 140 кружков и коллективов разной направленности: визуальное, прикладное и театральное искусство, техническое творчество, музыка и танцы, клубы по интересам… Их посещают больше трех тысяч человек от трехлетних малышей до 25-летней молодежи. Методист Центра Марина Викайне говорит, что педагоги приспосабливаются ко всем изменениям, проводят занятия на улице, индивидуально, онлайн, лишь бы дети и подростки могли заниматься чем-то интересным…
«Дети остаются фактически в изоляции. Мы видим, как изменились дети по сравнению с прошлым годом. И многих из них вернуть обратно в общество, нормальную жизнь со сверстниками, довольно трудно. Мы будем держаться до последнего, и стараемся делать всё, чтобы хотя бы здесь они нашли поддержку.
Потому что школа — это школа, но мы знаем, насколько важно было детям (особенно тем, у которых не всегда складывается общение с одноклассниками) найти другую среду, где они могут быть приняты, где их поддержат, где они найдут себя и смогут реализоваться. И вот наша система образования по интересам как раз создавала такую возможность всем детям — попробовать себя в чем-то другом. И это, в первую очередь, конечно, ценность живого общения. Ради этого они часто сюда и шли», — рассказывает она.
Но и на «удаленке» коллективы Детско-юношеского центра будут работать — так, танцоры готовятся к видео-конкурсу, Марина Викайне проведет конкурс выразительного чтения…
В Лиепайском колледже музыки, искусства и дизайна есть и детская музыкальная школа, в ней занимаются больше трехсот детей. Руководитель отдела музыкальных программ профессионального образования Инна Позднякова считает, что здоровье и безопасность должны быть на первом месте, а значит, снова придется работать удаленно. Как только стало известно о грядущем локдауне, прошло собрание.
«С учителями музыкально-теоретического отделения мы обговорили, как примерно будем работать. Что, допустим, один урок будет удаленно, второй — дети будут делать какое-то домашнее задание. […] Нам же и об этом надо подумать: чтобы они что-то новое узнали, но в то же время, не перегрузились работой с компьютерами. Труднее всего самым маленьким детям, у которых навыки только образуются, которые только поступили в музыкальную школу, и им нужен педагог, который покажет, поможет, поддержит руку, направит, как держать инструмент… Для них вот это самое сложное», — признает И. Позднякова.
У воспитанников же постарше уже есть опыт удаленного обучения и даже удаленного участия в конкурсах. Это сложно и для детей, и для педагогов, но, как подчеркнула Инна Позднякова, даже в этой непростой ситуации сотрудники музыкальной школы старались найти позитив и порадовать окружающих. Например, один из учеников-виолончелистов на конкурсе в Литве получил гран-при, а запись его замечательного исполнения соединили с графикой воспитанников из художественной школы и сделали видео-клип ко Дню матери.
«И вот у нас получилось: меняются эти цветы и на фоне звучит музыка нашего ученика. И еще такой текст подобрался из латышской народной песни. Получился просто замечательный подарок мамам, несмотря на то, что всё удаленно, и всё очень печально, скажем так», — рассказывает она.
Лиепайская 2-я музыкальная школа находится в микрорайоне Каросты, здесь занимаются больше 160 детей и подростков со всего города. Директор школы Айга Тилтиня гордится, что многие родители возят ребенка через весь город, лишь бы он мог заниматься музыкой у того же педагога, который когда-то учил его маму или папу.
Необходимостью снова переходить на «удаленку» педагоги расстроены. Сейчас ждут распоряжений из Минкульта.
«Профессиональный уклон, к которому относятся музыкальные, художественные школы, весь этот сегмент образования даже не упоминали. Говорят только про образование по интересам, — переживает директор школы. — Я думаю, что будет так, как в прошлом году: мы будем работать удаленно».
И признает, что все это крайне печально, потому что навыки детей сильно страдают.
«Уровень уже за эти полтора года очень упал, [страдают] навыки выступления на сцене, способность собраться к зачету, подготовиться. И самое главное – это ежедневный контакт с учителем. Ведь он не только дает технические указания и рассказывает про композиторов и про форму произведения, и как правильно играть на инструменте. Это и эмоциональный, интеллектуальный контакт с учителем. Ну, слава богу, мы еще не закрыты полностью, мы хоть удаленно с детьми будем общаться два раза в неделю на индивидуальных уроках и два раза в неделю на групповых — по сольфеджио и музыкальной литературе. Дети очень скучают и очень ждут своих учителей», — рассказала Айга Тилтиня.
Она также добавила, что некоторые педагоги-энтузиасты, чтобы по возможности восстановить у детей навыки, утраченные за прошлые длинные периоды «удаленки», летом работали с ними во время отпуска, подготовили с учениками 11 концертов, выступали и на городских праздниках.
Как сообщал Rus.LSM.lv, с 21 октября до 15 ноября страна фактически уходит в «локдаун». Магазины, развлекательные заведения, а также учреждения образования, кроме предназначенных для самых младших детей, будут закрыты.