Личное дело

Зачем ЦСУ ваши личные данные?

Личное дело

Все цвета террора

А если Шенгена не будет?

Что будет с границами Латвии, если Шенген рухнет?

Обратите внимание: материал опубликован 8 лет назад

В 2007 году страны Балтии ликовали, вступив в Шенген и попрощавшись с границами внутри Европейского союза. В Латвии за ненадобностью закрылись примерно 30 пограничных пунктов и переходов. Здания и землю под контрольно-пропускными пунктами отдали частникам и местным самоуправлениям. Передача LTV7 «Личное дело» постаралась выяснить, что произойдёт с границами Латвии, если Шенгена в определённый момент не станет.

От некогда крупнейшего контрольно-пропускного пункта Гренцтале осталась лишь пара полуразвалившихся домиков, зияющих разбитыми стёклами. Однако спрос на него есть и сегодня. Несколько лет назад права использовать эту территорию приобрёл некий механизатор из Курземе, но впоследствии он обанкротился. Однако этим летом нашёлся новый арендатор, ппредприятие East-West transit известное своим брендом Latvija Nafta. В их планах построить здесь бензоколонку и небольшой мотель, вдохнуть новую жизнь в старый скелет. То есть сделать то, что литовцы со своей стороны границы делают уже долгие годы.

Действительно, предприимчивость за которую хвалят литовцев и эстонцев, Латвии пока не даётся. Контрольно-пропускной пункт в Айнажи продан частному предпринимателю – никакой деятельности тот не ведёт. Более-менее крупный пункт в Руцаве частично снесён, чтобы, согласно Шенгенским правилам, не затруднять движение транспорта, и стоит заброшенный. Гренцтале зарос кустами. Единственный действующий пункт — опять же на литовской границе — в поселке Мейтене. Его для своих нужд используют погранслужбы обеих стран. Ситуация на более мелких КПП ещё хуже.

Скайсткалне никогда не был особо популярным контрольным пунктом, поэтому пересечь границу здесь можно было довольно быстро. Сегодня о том, что стоящая здесь будка вовсе не продуктовый киоск, а объект погранохраны, напоминают только характерные цвета. В 2010 году государство передало этот объект в собственность самоуправления, и что с ним делать сегодня никто не знает. Конечно, если в какой-то момент пограничный контроль восстановят — использовать эту будку уже никто не будет.

Так что, вопрос, что же делать, если Шенген падёт, по-прежнему актуальный. И в краткосрочной перспективе решаемый, говорит начальник служебного управления погранохраны Марек Петрушин. Так в 2010 году на время проведения в Риге парламентской ассамблеи НАТО границы были на замке - проверяли всех. Для этого в распоряжении пограничников есть мобильные станции. Их здесь называют Шенгенскими автобусами. Освещение, генераторы, считыватели паспортов, компьютеры, связь – всё вроде бы есть. Но есть и проблема.

«Все ресурсы рассчитаны на первый период, это примерно на 10 суток. Если нужно дольше, то нужно хотя бы ротацию персонала провести. Это совсем другие финансы», - поясняет Марек Петрушин.

Уже в конце 90-х годов Латвия с Эстонией и Литвой договорились, что на маленьких КПП контроль в порядке очереди производят латвийские, литовские или эстонские пограничники.

В Министерстве внутренних дел сохраняют оптимизм. По словам госсекретаря ведомства Илзе Петерсоне-Годмане, если Шенгенской зоне и наступит конец, то точно не в одночасье. Несколько недель если месяцев на возведение границ страны ЕС получат. Это же означает, что мобильными постами на границе скорее всего будет не обойтись. И то, что не успели продать, сдать в аренду или снести придётся восстанавливать. Или строить с нуля. Подсчётами – во сколько это может обойтись стране пока никто не занимался, но то, что речь идёт о десятках миллионов евро в МВД не скрывают.

«Возобновление внутренних границ будет означать введение полного контроля — это значит, границы без свободных зон. То, что у многих стран было уже десятки лет назад демонтировано будет вводиться заново. Будем строить границы.   Часть средств наверняка будет из европейских фондов, но однозначно и государству придётся потратиться.  Поэтому это будет очень тяжелым решением на самом верху европейского союза», - говорит госсекретарь МВД Илзе Петерсоне-Годмане.

Восстановление пограничного контроля будет означать, что мелкие автодороги, ведущие в Литву и Эстонию, могут перекрыть вовсе. Пограничники говорят, что какие именно меры принимать, обычно становится ясно после проведения анализа рисков и угроз. Такой анализ проводился и 5 лет назад, перед саммитом НАТО. И тогда из него следовало, что контроль имело смысл восстанавливать только на автомобильных дорогах. Похожая ситуация и у литовских пограничников.

«Да, наша служба готова восстановить контроль, если понадобится. У нас и сейчас есть отряды вблизи польской границы, которые производят выборочные проверки пересекающих границу людей и транспорта. Что касается возможного долговременного восстановления границ, то на это конечно нужно политическое решение и говорить тут пока не очень», - говорит представитель погранохраны Литвы Рокас Пукинскас.

Но одно дело перекрыть дороги — а как быть со всей остальной границей? Её протяженность у Латвии с Эстонией 343 километра с Литвой составляет 588 км. И никаких заборов тут нет. Только лес, поля, а вдоль Литовской границы – ещё и водоёмы. К примеру, реку Мемеле, которая точно разделяет две страны, местные жители зимой спокойно переходят и даже переезжают по льду.  А в другое время года есть и другие варианты.

Если бы на тему самого оригинального пересечения границы Латвии и любой другой страны проводили конкурс, то мост через Мемеле без вопросов занял бы первое место. Его построили сами местные жители, чтобы ходить на работу из Литвы в Латвию и обратно. По мосту каждый день ходят люди.  Говорят, что весной, если его не убирать, то сооружение сносит паводком. Понятно, что пограничников здесь не поставишь.

А между тем может и стоило бы. Самодельный мост через Мемеле отчётливо виден даже на общедоступных спутниковых картах. Найти его не составит труда и возможным злоумышленникам.

«Один террорист, скорее всего, достанет нормальный документ с видом на жительство, как это было в недавних случаях. И проникнет на территорию страны вполне легально.  Это Шенген. У нас нет возможности всё закрыть и перекрыть. Даже те страны, которые уже сейчас восстановили контроль — делают это на больших автодорогах. Ведь люди, которые сейчас идут в Европу - передвигаются вдоль автодорог, или железных дорог. По лесам и полям по Шенгену нет смысла передвигаться», - говорит Марек Петрушин.

Те же, кто решит свернуть с проторенных дорожек, рискует попасться латвийским земессаргам. С 2013 года указом кабинета министров пограничники в случае необходимости могут просить и их помощи. 

 

 

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное