Большое Рижское кладбище тонет в споре Рижской думы и лютеранской церкви

Обратите внимание: материал опубликован 9 лет назад

Острая дискуссия не помогла прийти к общему знаменателю Рижской думе и представителям лютеранской церкви, чтобы договориться о  том, кто будет содержать и развивать Большое Рижское кладбище. В свою очередь, профессор Рижского университета имени Страдиня Денис Ханов считает этот случай подтверждением того, что у нас хорошо юридически обеспеченная амнезия.

Большое Рижское кладбище — собственность Латвийской Евангелическо-лютеранской церкви (LELB), однако находящиеся на этой земле памятники ей не принадлежат.  Церковь хочет договориться с Рижской думой об обмене собственностью, чтобы получить землю для строительства новых церквей.

«Мы хотим совершить обмен, а не просто отдать», — подтвердил, выступая в передаче LTV «100 г культуры» глава Отдела недвижимости LELB Арнис Бушс. Однако пока все переговоры о Большом кладбище прекращались, по его словам, из-за отсутствия политической воли.

Рижская дума же предлагает за Большое кладбище 1 евро, раз церковь не хочет его просто подарить.

«Вполне нормальная сумма, за которую Рижская дума может его купить», — говорит начальник Департамента окружающей среды РД Аскольд Клявиньш. Он считает, что платить больше  было бы нелогично, потому что в содержание и развитие парка требуются большие вложения.

Клявиньш добавил, что первоначальное предложение церкви — выкупить у нее территорию за 2 миллиона евро — является неприемлемым. «Для думы эта сумма совершенно неприемлема, и сам принцип больше неприемлем», — говорит начальник управления.

Клявиньш предложил LELB в обмен на Большое кладбище отдать Церковь Святого Петра, но это предложение не нашло поддержки. Однако с тем, что у Риги  нет политической воли для обмена собственностью, он согласен.

«Я не могу прокомментировать желание церкви заработать. Найти решение можно было бы, если бы церковь поняла, что Большое кладбище — это тяжелый чемодан без ручки, который она не может нести, и просто подарила бы Риге эту территорию. Нужна не добрая политическая, а другая воля», — считает Клявиньш. По его словам, на содержание порка потребуется по меньшей мере 100 тысяч евро в год.

Автор концепции восстановления Большого кладбища Эйжен Упманис предложил компромиссный вариант — собственность останется у церкви, а город будет содержать территорию кладбища. Также содержанием кладбища должна заняться общественность и потомки умерших, создав общество друзей Большого кладбища.

Однако профессор Ханов признает, что это тупик. «Большое кладбище — это пантеон нашей нации, как у французов и других, кто поддерживает культуру памяти. У нас такая коллективная, но хорошо юридически обеспеченная амнезия. Судя по этим вариантам, у нас нет никаких шансов, и через 10 лет мне некуда будет приводить своих студентов», - сказал Ханов.

«Мы можем жертвовать по полтора евро по телефону, и будут эти 3 миллиона, которые так нужны господину архиепископу. Но нужно заботиться не только о Слове Божьем, но и о душах умерших. В христианской культуре заботятся о следах умерших на этой земле. Если церковь не хочет или не может, а у думы кризисная ситуация, то, наверное, всей общественности нужно понять, что от амнезии мы придем к тому, что потеряем часть своей самобытности», — предостерегает Ханов.

Бушс же ответил, что архиепископу не нужны три миллиона, и речь идет не о суммах, а о проповедовании евангельской вести, для чего нужны новые места, где строить церкви.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное