Артезианские скважины советских времен грозят загрязнением

Обратите внимание: материал опубликован 8 лет назад

По всей территории Латвии оборудовано множество глубинных скважин, ранее игравших важную роль в водоснабжении ферм на селе, но впоследствии заброшенных, сообщает Латвийское радио. Тревогу специалистов вызывает то, что многие эти артезианские колодцы несут в себе риск загрязнения недр, но хуже всего, что у государства даже нет сведений, сколько таких скважин насчитывается.
 

Бурильщик: чистота воды — забота государства

Люди не знают о рисках, связанных с заброшенными скважинами

Служба окружающей среды признаёт наличие проблемы

Что делать с советским наследием, непонятно

Бурильщик: чистота воды — забота государства

Бывший специалист Гидрологического управления ЛССР по глубинному бурению Юрис Петров показал журналистам Латвийского радио несколько скважин под Лудзой. В свое время он пробурил в том краю порядка 90 артезианских скважин.

Одна, близ заброшенной фермы, теперь выглядит так: труба заварена металлической пластиной, но весь бетонный колодец вокруг нее затоплен, и крышка возвышается над тинистой, мутной водой с маслянистыми пятнами там и сям. По словам Петрова, труба уходит вглубь на 50 м. И ржавчина тоже уходит глубоко, загрязняя доломитовый слой:   

«Эта скважина оборудована в 50-е, и теперь она всё время течет. Скважина как будто заварена — но внизу вымыта порода. Труба ржавая, ей уже 60 лет».  

Дальше, в волости Нукшу, в окружении нескольких заброшенных хуторов красуется небольшая кирпичная будка. Ранее она закрывала скважину. Теперь окошко и дверь выбиты вандалами, а внутри громоздится строительный мусор, не позволяющий разглядеть собственно бывшую скважину. Юрис Петров предостерегает: непохоже, чтобы и эта скважина была надежно заделана.  

Вода — это национальное достояние, говорит буровик, и государство обязано заботиться о ее чистоте. А именно: с закрытием ферм следовало перенять в ведение государства артезианские скважины и тщательно их заделать. Раньше и вовсе велось особое санитарное наблюдение за артезианскими скважинами — на объекты регулярно выезжала с проверками инспекция. Жаль, что сейчас государство демонстрирует такое безразличие, подчеркивает Петров.

Люди не знают о рисках, связанных с заброшенными скважинами

Волостной старшина Мердзене Янис Кольч показал журналистам скважину, которая была тампонирована и сейчас не работает. Она расположена близ здания бывшей Пудинавской основной школы.

Скважина находится в собственности самоуправления, и после переезда школы решено было трубу забетонировать. На руках у муниципального руководителя и документы, показывающие, что закрытие скважины требует определенных денег и что проведено оно было в 2007 году.

Подрядчика нашли по конкурсу, заплатили 1580 латов без учета НДС, поделился Кольч. Зато есть уверенность, что выполненная на совесть «тампонада» убережет глубинные воды от загрязнения.      

По словам волостного старшины, причиной, по которой столь многие скважины оставлены в небрежении, является банальная неосведомленность. Люди не знают о рисках и о том, как следует правильно заделывать скважины.  

«Те, кто занимается животноводством, сохранили эти колодцы и еще пользуются ими, но, насколько мне известно, в двух местах они остались в таком же виде, как при колхозах. Как говорится, хозяин на своей земле — сам себе владыка», — рассказал Кольч.

По его мнению, землевладельцев следует информировать о правильных действиях с неиспользуемыми скважинами. Особенно потому, что скважин по всей Латвии много. А вода под землей течет где хочет.

Служба окружающей среды признаёт наличие проблемы

Центр окружающей среды, геологии и метеорологии сообщил Латвийскому радио, что на сегодня нельзя в точности сказать, сколько глубинных скважин в Латвии сейчас используется, но признали, что большинство заброшенных артезианских колодцев находятся в неудовлетворительном состоянии. Навесы над ними обрушены, требования к наличию зон химической и бактериологической защиты не соблюдаются.  

Между тем все их следовало бы тампонировать как полагается, получив специальную лицензию Службы окружающей среды, говорит представитель отдела лицензирования Торольф Петерсон. Возможно, у новых частных землевладельцев просто нет средств на такие мероприятия, допускает он.

«Если владельцу это не по карману, а эта скважина начинает фонтанировать, заржавела и создает риск загрязнения, то заставить-то его так просто нельзя. При выдаче лицензии на ликвидацию нам требуется согласие и землевладельца, и  владельца скважины. Но кто теперь владелец той скважины, пробуренной при СССР?.. Вроде бы по закону землевладельцу принадлежат и недра, и [это ему] полагается следить, чтобы всё было по правилам. Но если нет денег, тут возникает дилемма», — поясняет Петерсон.

У инспекторов же природоохраны не хватает ресурсов, ни материальных, ни человеческих, чтобы обследовать такие скважины. Часто даже координаты скважины нанесены на карту неверно — попробуй найди. К частью, Служба окружающей среды достаточно пристально следит за теми скважинами, которые эксплуатируются. Инспектора могут постепенно выявить и ситуацию в ближайшей от них округе.

Что делать с советским наследием, непонятно

Представитель Министерства по охране окружающей среды и региональному развитию Даце Озола подтвердила, что ответственность за происходящее на земельном участке лежит на его владельце. Нужно бы обследовать скважины, но не за госсчет — государство не имеет права вкладывать средства в мероприятия, проводимые на частной земле.

«Мы не можем тампонировать скважину — владелец купил или приватизировал эту собственность, зная, что на земле есть, или во всяком случае он должен был знать. Санкции или штрафы могут быть лишь тогда, когда уже есть какое-то загрязнение, и его кто-то должен констатировать. Но так просто, за то, что скважина не содержится как нужно, штрафовать нельзя», — пояснила она.  

Гидрогеолог Айя Делиня считает, что всем заинтересованным сторонам следовало бы сесть за стол переговоров и найти какое-то взаимоприемлемое решение, потому что теперешняя ситуация действительно несет в себе риски загрязнения недр.

«Если речь о том, что предпринять — то было бы некорректно просто сказать, что за всё отвечает только владелец. Ответственным службам тоже нужно быть активнее и вмешиваться, по крайней мере почаще информировать и консультировать владельцев неиспользуемых скважин», — заявила она.  

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное