Гривская поликлиника, 100% капитала которой принадлежит Аугшдаугавскому краю, годами ищет различных медицинских специалистов. В этом году медучреждению повезло: пришли два специалиста — аудиологопед и радиолог.
Выпускница университета имени Страдиня Мара Петерфелде признаётся, что во время учебы искала варианты со стипендией. Сейчас она вторую неделю работе в поликлинике аудиолгогопедом: «Я была очень счастлива, когда увидела, что Аугшдаугавский край предлагает стипендию, так как практически всю жизнь провела здесь. Два года я получала по 2 000 евро в год, а в последний год было 2 500. Это не только помогало мне во время учёбы, но и создавало чувство надежности: я знала, что после учебы меня ждёт рабочее место».
Фонд стипендий в Аугшдаугавском крае создали в 2016 году. Он предназначен не только для медиков: в списке востребованных профессий есть агрономы, ветврачи, пищевые технологи, учителя. По условиям договора получателям стипендии нужно отработать три года.
Руководитель отдела развития Аугшдаугавской краевой думы Вита Рутиня говорит, что есть примеры, когда все стороны остались довольны результатом, но не каждый случай развивается по изначально запланированному сценарию.
«Есть ситуации, когда [молодые специалисты] соглашаются и приходят. Но жизнь вносит свои изменения, приходится переезжать. Условия и правила всем понятны, и если не удалось отработать положенное время, тогда стипендию необходимо вернуть. Бывают и такие случаи, но идём на встречу. Согласовываем график выплат», — рассказала чиновница.
Размер стипендии зависит от курса учёбы. На первом 150 евро в месяц, для второго и третьего — по 200, на четвертом и для магистрантов — по 250. В прошлом году на выплату стипендий самоуправление заложило в бюджет 13 200 евро, а в нынешнем 23 500.
Четыре человека из 12 в итоге вышли из программы и возвращают деньги, рассказывает руководитель финансового управления края Ирена Тимшане.
«Есть такие кто на первом курсе сказал нет, и вернул, то что ему успели перечислить, но есть и такие кто понимает, что им выгодней прервать с нами обязательства и начать работать в другом месте», — сообщила она.
Сумма возврата зависит от того, в какой момент человек прервал договор. Были случаи, когда необходимо было вернуть больше 8000, констатировала Ирена Тимшане.
«Сейчас возвращено больше половины, возврат проходит по плану. Но есть такие, кто прекратил учёбу, нам не сообщил об этом. Да, мы прекратили выплачивать стипендию, но сейчас есть решение о возврате выплаченного, но с ним возникли трудности, поэтому запустили процесс взыскания долга. Дело может и до суда дойти», — допускает она. По ее словам, на данный момент такой случай всего один.
Заместитель председателя Аугшдаугавской краевой думы Виталий Айзбалтс отмечает, что плюсы системы в том, что удалось привлечь специалистов. Но одной стипендии мало.
«Текущая практика доказывает, что только этот один бонус не работает. Необходимо создавать комплекс бонусов, если мы действительно хотим привлечь этих специалистов. В будущем надо что-то ещё придумать — может, тогда сработает ещё лучше», — считает Айзбалтс.
В Ливанском крае практика поддержки студентов стипендиями существует более 20 лет. Возникла она по инициативе местных компаний. Сейчас администрированием выплат занимается Межкраевой фонд Средней Латгалии, рассказывает член правления фонда Эвия Гургане: «Это стипендия, основанная частным сектором. В 2021, 2022 и 2023 годах стипендии получал 101 студент. За три года размер выплат составил 140 600 евро. Стипендия присуждается на один год и каждый раз нужно подавать заявку».
Фонд Ливанского края не накладывает на получателя обязательство возвращаться в самоуправление и отрабатывать определённое количество лет, а размер стипендии варьируется. Самая крупная сумма — это 2500 евро, самая маленькая 800.
«Установка тех, кто жертвует в стипендиальный фонд в том, что не так важно, вернется ли человек в Латгалию (конечно, для нас это было бы приятно) — главное, что такой специалист что-то отдаёт в народное хозяйство Латвии. Человек выучился, стал хорошим специалистом или учёным и дальше может делать что-то хорошее», — поделилась Э. Гургане.
Она признает: из тех, кто получил стипендию в фонде, в Латгалию вернулись единицы.