Как только Зинаида вошла в загон, она сразу поняла, что что-то не так. Животные были обеспокоены. Оказалось, что семь овец погибли, еще шесть — ранены. Всего на этой биологической ферме в волости Никраце содержится более 40 овец, в общей сложности около 70 животных. Это не первый случай, когда волки нападают на скот — весной погибло 17 ягнят. Был случай, когда хозяйка даже побежала за волком в лес, чтобы спасти ягненка.
«Я смотрю — навстречу ему бежит волк. Не помню, что я кричала, но я кричала. У меня в руках ничего не было, и тогда я подумала: ну, сумасшедшая старуха, беги за волком», — сказала овцевод Зинаида Зонберга.
То, что в этой стороне много волков, подтверждают и охотники.
«Когда-то, много лет назад, из Риги приезжали подвыватели. Тогда здесь устраивали волчью охоту. Волк обычно вспарывает живот, потому что желудок для него самый лучший. Там есть питательные вещества и все остальное», — сказал охотник Иварс Каплейтис.
В этом году в Латвии уже зафиксировано 76 нападений волков, в результате которых пострадало 301 домашнее животное, 90% из них — это овцы.
В прошлом году произошло 120 нападений волков, в результате которых пострадало 597 домашних животных. По оценкам Латвийской ассоциации овцеводов, ущерб, причиненный волками в прошлом году для всей отрасли, — около двухсот тысяч евро.
«Можно сказать, что ежегодно закрывается одна средняя ферма, где есть примерно 200 овец. Исключительно по количеству загрызенных животных. Сейчас отрасль овцеводства снова переживает такой спад», — сказал член правления латвийской ассоциации овцеводов Кристапс Мелбардис.
Сезон охоты на волков длится с 15 июля по 31 марта, но заканчивается раньше, если достигнут разрешенный лимит в 300 особей.
Государственная лесная служба признает — число волков в Латвии можно определить только на основе данных об их распространении и фиксировании их присутствия. Сейчас число животных оценивается примерно в 1400 особей, но по наблюдениям их становится больше. В прошлом году допустимый предел отстрела волков был достигнут уже в декабре. В этом году убито уже 233 волка. Служба прогнозирует, что лимит будет достигнут ещё раньше — в конце ноября.
«Возможно, влияние волков в целом и динамика их численности в это время не была оценена. Я бы сказал, что да, этот объём надо увеличить. Все в руках политиков», — прокомментировал глава сектора охоты Государственной лесной службы Валтерс Лусис.
«В этом году проекты латвийской ассоциации овцеводов добились того, что хозяйства с хорошей интенсивностью поддержки смогут приобрести ограждения и ввести другие профилактические меры», — сказал член правления латвийской ассоциации овцеводов Кристапс Мелбардис.
Однако поставить заборы везде невозможно, так как пастбища часто находятся на арендованных территориях. Также, в отличие от соседних стран, не предусмотрена компенсация за убитых волками овец.