«Зачем говорить, если евреев уже нет» — в Прейли вспоминали жертв Холокоста

Жаркий летний день, звуки скрипки, скорбные речи — 4 августа в Прейли по многолетней традиции говорили о жертвах Холокоста. Именно в начале августа 1941 года здесь расстреляли около 800 евреев из города и окрестностей.

Свой День памяти жертв геноцида еврейского народа в Прейли отмечают давно. Двадцать лет назад, 8 августа 2004 года, на еврейском кладбище был открыт мемориал, а спустя еще 11 лет, 9 августа 2015 года, к нему добавилась арка с воротами, где падающие буквы ивритского алфавита символизируют погибших евреев.

Меценатом обоих проектов стал бывший прейльчанин Давид Зильберман — человек уникальный. Войну он провел в эвакуации в Татарстане, высшее образование получил в Таллине, работал в Риге. Рано включился в диссидентское движение и в 1971 году добился разрешения на выезд в Израиль. С 1977 года живет в США, занимается благотворительностью. Подготовил несколько книг воспоминаний тех, кому удалось выжить в Холокосте, одна из них – «И Ты это видел», написал книгу «Подобно звезде во мраке» о Жанисе Липке, с которым был лично знаком. Д. Зильберман награжден Орденом Трех Звезд, «Серебряным поленом», ему присвоено звание «Почетный гражданин Прейли». 

Давид Зильберман неоднократно приезжал на родину, в последние годы не может этого сделать по состоянию здоровья (ему 90 лет – Rus.LSM.lv), но связи с Прейли не теряет – в прошлом году прислал письмо; на траурные мероприятия прилетают из Нью-Йорка его сыновья – Эмиль и Габриэль Зильберманы.

Памятный митинг вела директор Прейльского музея истории и прикладного искусства Текла Бекеша.

Председатель Прейльской краевой думы Арийс Вуцанс начал свое выступление со слов благодарности семье Зильберманов. «Мы не можем изменить трагические события прошлых лет, но мы можем их постоянно осмысливать. Самоуправление продолжает работу, связанную с сохранением еврейского наследия и памятью о Холокосте. В июле в сотрудничестве с немецким обществом L.O.T. было восстановлено старое еврейское кладбище в поселке Риебини Прейльского края.

К сожалению, в мире нет покоя, мир охвачен военной эскалацией. Идет война цивилизации с тиранией, и, как никогда, важно осознавать жертвы прошлого, чтобы предотвратить будущие трагедии», — сказал А. Вуцанс.

Директор Прейльской средней школы № 2 Надежда Хлебникова говорила о важности передачи знаний о Холокосте детям. В Прейли уже много лет существует школьно-музейная программа «Думать о Холокосте – думать о себе», и она дает результаты.

«Весной у нас всегда проходит толока на еврейском кладбище. В этом году я участвовала в ней с ребятами 4-5 классов, много им рассказывала о евреях, еврейских традициях, Холокосте. Дети узнали, что у евреев вместо цветов принято приносить на кладбище камушки, и я была до слез тронута, когда спустя несколько дней после своего рассказа, увидела у старых могил и мемориала камушки», — поделилась Н. Хлебникова, отметив, что страшные воспоминания свидетелей Холокоста не теряют остроты с течением лет.

«Мы с коллегами навещаем старейшего педагога Прейли, бывшего директора школ № 1 и 2 Доната Ливдана-Ботора, ему 97 (!) лет. Он до сих пор не может без слез вспоминать, как в годы Второй мировой жил в Аглоне и видел в канаве труп соседа и одноклассника – еврейского мальчика. И даже близко подойти было нельзя…»

— рассказала она.

Архитектор, создатель прейльских мемориалов и мемориалов в рижских Бикерниеки и Румбуле Сергей Рыж вспоминал, как в 2001 году познакомился с Давидом Зильберманом: «Он подошел ко мне после открытия мемориала в Бикерниеки, подарил свою книгу, где рассказывал о Липке и команде Арайса. Мы договорились, что я буду создавать мемориал в Прейли. Последний раз я разговаривал с Давидом в прошлом году, он очень надеется на продолжение работы – есть идея дополнить уже существующий мемориал объектами у так называемого расстрельного рва. Тут нужны немалые средства, будем искать. Вообще же создавать мемориалы очень тяжело морально, ведь всё пропускаешь через себя.

Вчера случилось чудо: Текла [Бекеша] отвезла меня в Риебини, и я увидел реновированное кладбище. Памятники поднялись с земли. В моей душе звучали Бах и Бетховен, в памяти оживали картины Чюрлёниса. Огромное спасибо команде пастора Рекса, его волонтерам и самоуправлению Прейльского края».

Закончил свое очень эмоциональное выступление Рыж строчками Булата Окуджавы:

Давайте жить, во всём
Друг другу потакая,
Тем более, что жизнь
Короткая такая…

 Завершили митинг братья Зильберманы.

«Я вначале не понимал замыслов отца — зачем говорить, строить мемориал, если евреев в Прейли давно нет? Для кого всё это? Может, это даже раздражает местных жителей. Позже я вник и понял, хотя некоторые мои родственники до сих пор удивляются, зачем я всё бросаю и несусь из Нью-Йорка в Прейли…

Есть две причины. Первая – это важно для отца, он помнит здешнюю еврейскую жизнь. Вторая – надо вылечить рану. Говорить и вспоминать означает лечить, если же этого не делать, боль будет вечно длиться. Нужно говорить, нужно уважать друг друга и учиться ладить друг с другом. Очень важную работу делают местные учителя, передавая опыт молодежи. И – я буду и дальше приезжать в Прейли», — сказал Габриэль Зильберман.

Эмиль Зильберман проводил параллели между страшными событиями прошлого и нынешней войной в Израиле и Украине, говорил о новой вспышке антисемитизма – раковой опухоли человечества.

«Добротой, любовью и толерантностью не всегда можно победить врага. Нужно противостоять и силой.

Я бесконечно рад, что нахожусь в Прейли, горжусь, что мои корни отсюда. И я желаю всем мира, сил и благополучия», — заключил Э. Зильберман и прочитал молитву «Кадиш», заметив, что нарушает правила: по законам иудаизма нужно, чтобы молились как минимум десять мужчин. Увы, их не было среди участников митинга. «Но ничего, я думаю, многие тут незримо присутствуют», — сказал Эмиль.

Дальше, тоже по традиции, был концерт, ибо жизнь продолжается, она прекрасна, а память и скорбь не имеют ничего общего с унынием и тоской. Клезмерскую и не только музыку исполнили Зане Лудборжа, Кристап Вишс и Евгений Скритник — участники ансамбля из Резекне «Лехаим», что в переводе — «За жизнь!»

После концерта Rus.LSM.lv спросил у Эмиля Зильбермана, что он думает по поводу нынешней дерусификации Латвии.

«Я прекрасно понимаю, о чём вы спрашиваете.

Я понимаю причины дерусификации, но я — за свободу человека и право говорить на родном языке. Наверное, латыши боятся, что на них давит русская культура, у них своя прекрасная культура. Но надо разделять – режим Путина, то, что он творит, и красоту русского языка и глубину русской культуры.

Я очень четко вижу разницу между советским строем, Путиным и русской культурой, с которой я очень тесно связан. Мои корни – из русской культуры, и я за них держусь. Вот так случилось: низкий общественный строй породил величайшее искусство, и оно часто было именно в оппозиции к происходящему.

Я объясняю это многим американцам, и они, к моему удивлению, понимают», — таким был ответ.

 

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное