В Продовольственно-ветеринарной службе (ПВС) в этом году зарегистрировали уже 177 умерших кабанов. Эксперты считают, что это только 10% общего числа павших животных. Представитель ведомства Марцис Улманис признал, что это подобная система — важная часть борьбы с болезнью, однако на практике она недостаточно хорошо организованна: леса полны очагов заражения — мертвых кабанов.
«Нельзя ни одного охотника выгнать в лес, чтобы он прочесывал лес в принудительном порядке, это вопрос желания.
Однако вторая возможность сократить распространение болезни — снижение самой популяции кабанов.
Это более интенсивная охота, а также прекращение прикармливания кабанов, поскольку, если эти кормушки на большом расстоянии одна от другой, есть большая вероятность, что здоровые не наткнутся на больных и не падут»,
— считает Улманис.
За вывоз из леса мертвых кабанов, местонахождение которых известно, в данный момент отвечают самоуправления. ПВС компенсирует вывоз туш. Больше всего павших животных находят охотники, которые ходят в лес с собаками.
Янис Бауманис, глава Охотничьего союза, рассказал, что существующая система сбора туш чрезвычайно проста. На вопрос о том, как увеличить число найденных трупов, он ответил:
это сложно и проблему распространения болезни не решит, поскольку больные животные мобильны, пересекают границы с соседними странами.
Сниедзе Спроге, советница по вопросам развития села Союза самоуправлений, отметила, что претензий к местным властям по этому поводу нет, однако с 2015 года не обсуждали, как сделать систему более эффективной.
«Если бы были новые, более хорошие предложения, самоуправления эти услуги могли отдать кому-то другому. Конечно, эти трупы не собирают только охотники, это делают и самоуправления, ищут людей, которые предоставляют такие услуги, заключают с ними краткосрочные договоры на конкретную работу, и за это они также получают вознаграждение.
Есть места, где людей, которые были бы готовы это делать, не найти»,
— пояснила Спроге.
Как уже писал Rus.lsm.lv, африканская свиная чума (болезнь не опасная для людей, зато смертельная для животных) впервые была лабораторно подтверждена в Латвии 26 июня 2014 года. Инфекция начала распространяться очень быстро. С лета 2014 года шло истребление свиней на фермах во избежание расширения зоны, охваченной эпидемией, а животноводы несли убытки. Из-за инфекции на свинофермах в этом году пришлось забить уже 13,5 тысячи свиней.
Борьба с инфекцией включает в себя не только меры биобезопасности, но и отстрел диких кабанов.