LSM+ Сегодня вечером

Убийство в Болдерае. Задержаны двое

LSM+ Сегодня вечером

Неспокойный праздник

Чем светит "Солнышко"?

Родители обвиняют педагога частного детсада в жестоком обращении; садик утверждает — это клевета

Обратите внимание: материал опубликован 5 лет и 5 месяцев назад

Многие родители замечали, что к одному воспитателю в детский сад дети идут с радостью, а к другому — с большой неохотой. Родителям стоит разобраться, почему так происходит. А что делать, если родители видят, что к детям в детском саду относятся сурово и даже жестоко? Куда бежать? Кому жаловаться? И что из этого может выйти? И такие сигналы поступают из частного детского садика Saulīte в Олайне, сообщает Русское вещание LTV7.

В начале июня в редакцию Русского вещания LTV7 обратилась мама одного из воспитанников садика Saulīte. По её словам, сотрудница садика использовала особые методы воспитания. 

«Выбегает к ребёнку, берёт его просто силой, извиняюсь за выражение, за шиворот, и тащит силой через всю группу. У него только ноги по полу волоклись», — рассказывала тогда Диана Гончарова, мать одного из детей, ходивших в частный детский садик Saulīte, и ставшая свидетелем этого случая.

По словам Дианы, тащила ребёнка через всю группу воспитательница Галина Скрузмане. Чьего ребенка — неизвестно. Диана его родителей не знает, но обратилась в полицию. Дело получило ход. Выяснилось, что мог пострадать и сын Дианы. Он уже давал показания в полиции.

«Он спокойно рассказывает, главное, что он всё это помнит спустя полгода. И в полиции были удивлены, что полгода прошло. Если бы ситуации не было, как он может это помнить?», — говорит свидетельница.

В этот сад ее сын Максим больше не пойдёт.

«Нет, потому что там же сейчас Галина Фёдоровна такая злая. Разозлённая вообще… разозлённая вообще», — говорит ребенок, признав, что он «немножко» боится воспитательницу.

У заведующей садика Илоны Дроздовой есть своя версия произошедшего. По ней, Диана Гончарова преследует свои цели.  

«У неё был долг с декабря месяца, что подтверждают документы в бухгалтерии. Ей звонили, спрашивали, когда, как, ничего не могли ответить», — говорит заведующая Илона Дроздова.

Речь, по ее словам, идет о сумме в 57 евро: «Но, видимо, для неё это большая сумма. Судя по её реакции».

Впрочем, как выяснилось, долг в 57 евро был уплачен ещё до инцидента. Сразу же после сюжета Русского вещания LTV7 о ситуации с Дианой и её сыном, в редакцию обратились люди, которые ранее сталкивались с неприятными ситуациями в садике Saulīte. 

«Один день мы пришли утром, дочка не хочет идти туда. Бьётся в истерике. Я её стала успокаивать, взяла на руки, пришла Галина и стала её выхватывать у меня из рук. Силой прям, кричит на меня: «Оставляйте ребёнка и уходите». Если вы не оставляете, забирайте ребёнка и уходите из садика, потому что вы нам мешаете», — рассказала Русскому вещанию LTV7 Александра, мама одного из детей, ходивших в детсад Saulīte.

Александра ушла: её дочка в итоге ходила в этот сад всего месяц.

А вот бывшая сотрудница садика, пожелавшая остаться неназванной. Она описывает Русскому вещанию LTV7 сцену, свидетелем которой, как она говорит, она была:

«Дети пришли с прогулки. Я работала в тот момент нянечкой... Часть детей я забрала мыть руки, а Галина Фёдоровна переодевала остальных деток. Мальчик, которого она ударила, ёрзал, она схватила его же кофточку и начала его бить, потому что он не слушался. Когда я начала его защищать, она сказала, что я не воспитатель, не педагог и ей, как педагогу, лучше видно, как надо».

Сотрудница написала заявление в полицию. По её словам, из-за этого заведующая садиком Илона Дроздова грозилась уволить её «по статье», но женщина уволилась сама. Тогда же заведующая написала на неё заявление в полицию — о клевете. Заявление после первого сюжета было подано и против редакции Русского вещания LTV7. В редакцию пришло письмо на пяти страницах. В нём Латвийское телевидение обвиняется в необъективности и очернении садика. Это же письмо распространяется и среди родителей. Авторы письма настаивают на подготовке нового сюжета — как они требуют, «объективном» и «разоблачающем ложь». И на ещё одном сюжете — о влиянии ложных новостей на маленький бизнес. В соцсетях же ситуацию комментирует муж заведующей, позволяя себе оскорбления в адрес журналиста LTV7 и героини первого сюжета.

В редакцию Русского вещания LTV7 поступили также письма от 11 родителей, чьи дети ходят в детский сад Saulīte. Они сообщают, что никаких претензий к садику не имеют, хвалят его работников, в том числе и Галину Скрузмане, и защищают от нападок извне. Далее Русское вещание LTV7 приводит цитаты из некоторых из этих писем.

«Моя дочь посещала детский сад Saulīte c 2003 по 2007 год. За всё время посещения садика ни разу ребёнок не пожаловался на плохое отношение. Каждое утро с радостью шла в сaдик. Всегда очень тепло здоровалась с воспитателями… Подготовкой, русским языком и чтением с ней занималась Галина Фёдоровна и никогда на неё не жаловалась! Наоборот! У неё до сих пор очень тёплые воспоминания о садике и о воспитателях», — говорится в одном из писем.

Впрочем, есть и другие свидетели — которые сигнализируют о проблемах в садике Saulīte. Многие делятся информацией, но категорически отказываются выйти из анонимного режима. 

«Да, видела и делала замечания, на что получила в ответ, что не моё дело, сами разберутся. Дать интервью, простите, но, к сожалению, не получится. Заведующую этого садика в думе будут всячески защищать по определённым причинам», — утверждает один из свидетелей. Другие говорят, что не хотят «снова этих проблем». 

«Вы, наверное, в курсе, что любой конфликт — и вам начнут угрожать, что будут проблемы в школе. У нас так и говорят родители. Не хочу ругаться, моему ребёнку ещё в школу идти. [Заведующая садом] Илона [Дроздова] у нас депутат, сами понимаете. Ничего личного, но этот садик обхожу стороной и всем советую», — утверждал в разговоре с Русским вещанием LTV7 еще один свидетель, также пожелавший сохранить анонимность.

Впрочем, Илона Дроздова — не депутат. Но она пыталась стать депутатом.

В 2013 году заведующая садиком принимала участие в муниципальных выборах: баллотировалась в думу Олайне от списка партии «Согласие». Сама не прошла, но зато четверо её однопартийцев прошли. К примеру, Ирина Новохатько работает в комитете по социальным вопросам, образованию и культуре, а Александр Чмиль занимает должность второго вице-мэра. Наличие какого-либо особого отношения к заведующей садика Saulīte второй вице-мэр в телефонном разговоре с Русским вещанием LTV7 отрицал. 

Детский сад Saulīte — частный. Краевая дума выплачивает родителям посещающих его детей 257 евро и 8 центов, если ребенку до четырех лет и 199 евро 29 евро — если более. 

Кроме того, самоуправление каждый год объявляет конкурс на предоставление услуг дошкольного образования в крае. В базе данных Бюро по надзору за закупками указано, что с 2012 года в конкурсах побеждает ООО Paelika. В прошлом году дума заключила контракт с Paelika на 207 тысяч евро. По данным Регистра предприятий, которые приводит Русское вещание LTV7, эта компания принадлежит заведующей садиком Saulīte Илоне Дроздовой. Оборот Paelika в прошлом году составил 199 тысяч евро. При этом прибыль — почти 49 тысяч евро. 

Можно было бы предположить, что самоуправление могло бы заинтересовать то, в каких условиях находятся дети его жителей, как выполняются условия договора. Но, как сообщили Русскому вещанию LTV7 в самоуправлении, проверки частных садиков не входят в функции муниципалитета. Надзор за частными садиками осуществляет целый ряд государственных учреждений — Продовольственно-ветеринарная служба, Инспекция здравоохранения, пожарные и Инспекция защиты прав детей. В случае жалоб самоуправление вызывает руководство садика к себе на разговор. 

«Письменных жалоб мы не получали. Это также касается и случая из вашего сюжета. Были, конечно, звонки в этом году. И если мы видим недовольство родителей в социальных сетях, мы констатируем факт и разговариваем с руководством детского сада, чтобы решить все вопросы. Но никогда эти жалобы не были связаны с насилием», — утверждает представитель Олайнской думы Марите Руя.

Жалобы на насилие можно писать в Инспекцию по защите прав детей. Пока её инспекторов в садике Saulīte не было. Но две жалобы на него инспекция получила.

«В конкретном образовательном учреждении инспекция до сих пор не проводила проверок. Но, конечно, сейчас мы получили информацию, и мы оцениваем свои дальнейшие действия. Конкретный случай комментировать не могу. На проверки мы отправляемся без предупреждений», — заявила Русскому вещанию LTV7 представитель Государственной инспекции по защите прав детей Байба Скрабане.

Предыдущие две жалобы на садик Saulīte инспекция перенаправила в Государственную полицию. За последние три года стражи порядка получили три заявления на работающие в Олайне садики. По информации LTV7, все три — против Saulīte. 

«Мы получили три заявления о разного вида возможном насилии в отношении детей в дошкольных учреждениях города Олайне. Это за последние три года. По прошлым двум заявлениям полиция собирала информацию, но мы не принимали решение. Решение принимала административная комиссия. Мы составляем протокол и всю информацию посылаем на рассмотрение. Если они считают, что административного нарушения не было, дело закрывают. Могут ограничиться предупреждением», — рассказала представитель Олайнского участка Государственной полиции Айя Бриеде.

В Уголовном законе за жестокое обращение и насилие над несовершеннолетними предусмотрено вплоть до пяти лет тюрьмы. Но это — крайняя мера за вопиющее преступление. Административное наказание гораздо мягче. За физическое или эмоциональное насилие над ребёнком предусмотрены предупреждение или штраф до четырехсот евро. Дела по этой статье рассматривают административные комиссии самоуправлений. Так было и по двум жалобам на садик Saulīte в 2017 году, сообщает Русское вещание LTV7.

В одном случае пришла жалоба на дошкольного педагога Галину Скрузмане. Её подозревали в том, что она дважды в гардеробе ударила мальчика курткой по голове. Административная комиссия постановила прекратить делопроизводство в связи с отсутствием происшествия или состава нарушения. 

В заседании комиссии принимала участие и заведующая садиком Илона Дроздова. По её словам, конфликт произошёл по вине нянечки. Нянечка якобы оказалась плохим работником, всячески нарушала дисциплину, за что и была уволена. Илона Дроздова составила акт об увольнении. Русское вещание LTV7 отмечает, что этот акт не был подписан няней. 

«Человек был принят на время отпуска [постоянной] няни. (..) Влажную уборку соответственно графику работница не выполняла. И во время, когда дети были на улице, она сидела за столом воспитателя, пила кофе, слушала музыку и отдыхала. (..) В рабочее время выходила курить, к ней приходил молодой человек, видели, как она с ним целуется», — утверждает заведующая садика Saulīte Илона Дроздова.

Из показаний в административной комиссии выходит, что Галина Скрузмане не била ребёнка, а отряхивала куртку от песка и ею нечаянно задела ребёнка. Об этом же Илона Дроздова, присутствовавшая на месте во время инцидента, рассказала и матери ребёнка. У последней к садику претензий нет. Правда, она выразила желание, чтобы полиция не вела беседы с ребёнком. Она также отказалась от места в муниципальном садике, хотя подошла её очередь. 

Русское вещание LTV7 выяснило , что педагог Галина Скрузмане — мать заведующей садика Илоны Дроздовой. 

«В дошкольном учреждении существуют должности, на данный момент она дошкольный педагог. Родственные связи остаются дома», — прокомментировала это сама Илона Дроздова.

По второму инциденту 2017-го года дело тоже закрыто. Как следует из показаний, пересказываемых Русским вещанием LTV7, проходивший мимо сада свидетель услышал громкий плач ребёнка и слова взрослого человека: Sēdi te, maita («Сиди здесь, сволочь»). Возникли подозрения относительно физического или морального насилия со стороны воспитательницы садика. 

Бабушка ребенка указывает: вечером, забирая внучку, увидела на её теле синяки. Девочка была грустной, замкнутой и тихой. При этом ни один из опрошенных полицией сотрудников садика не подтвердил, что кто-то в группе плакал, что кто-то ругал ребёнка. Откуда у девочки появились синяки — неизвестно. Но, по словам работников садика, появились они точно не в садике. В связи с этим комиссия постановила, цитирует Русское вещание LTV7:

«Не найден субъект административного нарушения — персона, которая совершила административное нарушение и которую можно было бы призвать к ответственности за административное нарушение». 

В итоге дело было вновь отправлено в полицию на доследование. Новых свидетельств стражи порядка не обнаружили. Дело было закрыто окончательно. Субъекта административного нарушения так и не нашли. 

А так комментирует этот случай заведующая детским садом Saulīte Илона Дроздова: «Видите, здесь улица. Тут вот едут, и плакать может кто угодно и где угодно. Но даже если плач ребенка [был], он ничего не подтверждает».

Состав административной комиссии Олайне по сравнению с 2017 годом не изменился — председатель комиссии — Ивета Гавриловича, её заместитель — Марута Бутлере, и члены комиссии — Сандрис Калниньш, Велда Вейнберга и Ольга Зуевича. С последней заведующая Saulīte Илона Дроздова знакома. Ольга Зуевича и Илона Дроздова вместе стартовали на выборах самоуправления от партии «Согласие». Они дружат и в социальной сети Facebook.

«У нас в списке было 20 человек. И у нас есть общие собрания, есть субботники, есть пикники. Как любые интеллигентные люди, мы здороваемся и общаемся на этих пикниках. Нет, я не вижу в этом никакой связи», — говорит Илона Дроздова.

«Никаких отношений у нас с ней нет. Она мне не подруга. Я знаю, что она директор и культурный человек. Поскольку я учитель вокального ансамбля, я иногда сотрудничаю с этим детским садом. Вместе ли мы стартовали на выборах, я не знаю. Я давно в партии», — рассказала о знакомстве с Илоной Дроздовой член административной комиссии Олайне Ольга Зуевича.

Председатель административной комиссии Ивета Гавриловича дела садика Saulīte помнит. 

«В одном делопроизводстве, где слышали плач ребёнка, дело было отправлено назад в полицию на дальнейшее расследование, потому что мы не следственное учреждение. Мы принимаем решения, основываясь на материалах дела. Если мы видим, что нет доказательств, мы его отсылаем обратно. С этим делом так и произошло. Второе дело было о том, что воспитательница, снимая курточку, застёжкой попала на ребёнка. Административный штраф применяют за намеренное нарушение. Про третье дело я пока читала только в Фейсбуке», — заявила Ивета Гавриловича Русскому вещанию LTV7.

Не бояться говорить, а сигнализировать о проблемах, обращаться в компетентные органы, доверять своим детям. Вот что советуют всем родителям специалисты. 

«Я призываю родителей верить своим детям и обращать внимание на сигналы. Не ставить их под сомнение, а проверять, интересоваться, что происходит с ребёнком днём, что он чувствует, что переживает. Время, проведённое с воспитателем, формирует личность ребёнка. Это делает его сильнее или причиняет боль. Если ребёнок каждый день испытывает страх и не хочет идти в сад, где его обижают и причиняют вред, этот страх нужно уважать», — подчеркнула психолог, психотерапевт Андрия Ликова.

По заявлению Дианы Гончаровой полиция начала административное делопроизводство. Стражи порядка станут расследовать эпизод, который случился с чужим ребёнком на глазах у Дианы. 

«В законе о защите прав детей написано, что обязанность каждого жителя — сообщать о случаях насилия. Никто не должен пропускать подозрение о насилии против ребёнка», — подчеркивает глава Отдела прав детей Бюро омбудсмена Лайла Гравере.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное

Еще