На излучине реки Огре во время оттепели возникают мощные ледовые торосы — их выбрасывает на берег, а также они перегораживают русло реки. Уровень воды начинает подниматься — и она затапливает близлежащий дачный поселок.
В ночь на пятницу жителей района Дарзини в Огре подняли сирены и громкоговорители муниципальной полиции. Началось наводнение.
«Это было очень быстро. Полчаса — и вода была всюду», — говорит Марина.
В этом доме у реки Марина живет со своей семьей и маленьким ребенком. Вода поднялась на метр и проникла в дом. В подвале утонула стиральная машинка. Колодец также оказался под водой. Теперь у семьи нет доступа к питьевой воде.
«Мы живем второй год. Арендуем этот дом. Хотели покупать. Но больше не хотим. Это желание уже пропало. Сейчас в феврале будет второй ребенок. Если весной будет так же, тогда я не знаю, что будет», — добавляет Марина.
«Спасибо полиции самоуправления. Они приехали и разбудили нас. Мы проснулись. Перегнали машины наверх. Спустились вниз — и тут все началось», — рассказывает Рудис Дониньш.
У Рудиса Дониньша затоплен гостевой дом. Вода подняла линолеум и паркет. В комнатах толстый слой грязи. В подвале основного дома — бассейн.
Во время ночного затопления Дарзини отдельным жителям понадобилась помощь спасателей.
«Надо было помочь людям попасть на сушу. Выехало наше подразделение с лодкой — и констатировали, что три улицы затоплены. Помощь потребовалась семье с детьми», — рассказывает Артур Умулис, начальник Огрского отдела ГПСС.
Некоторые жители считают, что проблема затопления их собственности связана с работой малой ГЭС, которая расположена на реке. Они полагают, что не вовремя открытые шлюзы не дают возможности уйти льду.
«Ликвидировать ее надо. Если бы она работала, как было в самом начале. Электростанция должна работать только при плюсовых температурах. Во время зимних заторов она не должна работать. Там нельзя пропустить всю эту ледовую кашу, которая скапливается», — уверен Дониньш.
Владелец малой ГЭС не согласен с тем, что принадлежащее ему сооружение причастно к затоплению жилых домов.
«У них там очень крутой поворот. И на этом повороте лед и застрял. У нас на ГЭС шлюзы были открыты своевременно», — подчеркивает Юрис Феодоровс, владелец малой ГЭС на реке Огре.
У жителей района претензии и к мэру Огре. В частности, спрашивают, когда самоуправление почистит от упавших деревьев реку на поворотах.
«Очистка происходит в соответствии с планами. Но так просто нельзя идти и чистить реку. Там нужно разрешение Госслужбы среды», — поясняет мэр Эгил Хелманис.
Сейчас основной массив льда на большей части реки сошел, однако торосы начали образовываться на месте впадения Огре в Даугаву. Так что оперативные службы продолжают активный мониторинг.