«Лучше проиграть бой, но выиграть войну». Глава KNAB о «проигрыше» в деле Римшевича

Обратите внимание: материал опубликован 5 лет назад

Проигрыш Латвии в Суде ЕС из-за отказа предоставить доказательства по делу обвиняемого в коррупции главы Центробанка Илмара Римшевича — неприятен, но необходим для успешного завершения следствия против банкира. Об этом в программе Латвийского радио 4 «Действующие лица» рассказал глава Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией (KNAB) Екаб Страуме.

Как указал глава антикоррупционного бюро, отказ передачи Министерством юстиции Латвии доказательств вины Римшевича Суду ЕС был продиктован необходимостью соблюдения тайны следствия.

«Возможно ли было потребовать у суда конфиденциальности — это нужно спрашивать в Минюсте. Но насколько я знаю,

прокурор был готов предоставить доказательства суду, если бы он был уверен, что эти доказательства не будут переданы второй стороне.

[...] Я на ситуацию смотрю так: иногда, может быть, выгоднее проиграть бой, но выиграть войну. [...] Суд ЕС осенью запрашивал доказательства из уголовного дела, которые бы оправдывали примененную меру пресечения. [...] Прокурор, который вел это дело, решил эти доказательства не предоставлять. [...] Государство представляло Министерство юстиции. Но среди консультантов были и представители прокуратуры, и представители KNAB.

Главное для прокурора — расследовать дело и довести его до суда»,

— подчеркнул Страуме.

Глава KNAB также выразил уверенность, что восстановление Римшевича в должности уже не повлияет на ход расследования его дела. В случае же, если у прокуратуры появятся соответствующие подозрения, ничто не помешает вновь применить к главе Банка Латвии необходимые меры пресечения.

«Ситуация, конечно, интересная. Но ничего чрезвычайного все же не случилось. [Следствие] по уголовному делу против обвиняемых продолжается в прокуратуре. То, что одна из мер пресечения была остановлена Судом ЕС, на данный момент уже не имеет такой большой разницы в уголовном расследовании.

[...] По закону, меры пресечения всегда применяются только при определенных условиях. Например, если подозреваемый или обвиняемый будет каким-то образом препятствовать следствию или есть подозрения, что он может бежать из страны или воздействовать на свидетелей. Если такие подозрения есть, тогда можно предпринимать меры пресечения. Прокурора, который ведет это дело, будет решать — если что-то из этого может произойти, то ничто не помешает ему применить соответствующие меры пресечения вновь», — отметил Страуме.

В интервью радиостанции глава KNAB также объяснил, почему дело Римшевича так затянулось и до сих пор не передано в суд.

«В каждом случае всегда нужно изучать все факты. [...] Пока дело было в KNAB, пока мы его расследовали до того, как мы передали [его] для уголовного преследования и когда подозреваемые стали обвиняемыми, подозреваемые лица отказались (и это их право) давать показания. Уголовное дело со всеми доказательствами довольно быстро передано в прокуратуру. [...] Подозреваемые, сейчас уже обвиняемые лица имеют право в любой момент менять свою тактику, и они начали давать показания в прокуратуре. [...] Когда прокурор начинает уголовное преследование и обвиняет кого-то, он должен быть уверен, что собранных доказательств достаточно, чтобы идти с ними в суд. [...] Я не могу говорить о доказательствах и об их сути. Но я могу говорить о том, что написано в законе. Могу объяснить эти действия таким образом. [...]

Почему дело продолжается дольше, чем прокурор думал? Если бы дело осталось таким же, каким мы его передали в прокуратуру, я думаю, это дело уже было бы в суде до конца прошлого года. Но если есть изменения в тактике подозреваемых, они хотят дать какие-то показания и дают их — их нужно проверять.

Каждое показание. Потому что в демократической стране у подозреваемых есть право себя защищать. Поэтому дело и затянулось», — пояснил Страуме.

Более подробное интервью с Е.Страуме слушайте в подкасте выпуска программы.

Контекст

Как уже сообщал Rus.lsm.lv, 26 феврля Суд Европейского союза постановил, что фактическое отстранение от должности президента Банка Латвии Илмара Римшевича на время, пока правоохранительные органы расследуют масштабное дело о возможной взятке, не было достаточно обоснованно. Суд решил, что Римшевича необходимо восстановить в должности.

Восстановленный в должности президент Банка Латвии не планирует просить доступ к гостайне, поскольку для работы в Совете Европейского Центрального банка она не нужна, сообщил пресс-секретарь Банка Латвии Янис Силакалнс. 

Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией (БПБК, KNAB) в 2018 году отстранило президента центробанка Илмара Римшевича от исполнения должностных обязанностей. Его адвокаты обратились в Европейский суд с просьбой оценить, не противоречит ли запрет главе Банка Латвии выполнять свои служебные обязанности европейскому законодательству.

Примененные Латвией меры пресечения по отношению к подозреваемому в коррупции экс-главе Банка Латвии Илмару Римшевичу — противозаконны, а поведение нашей страны в деле банкира на уровне Суда Европейского союза — и вовсе необъяснимо, рассказал адвокат Мартиньш Квепс.

Как уже сообщал Rus.Lsm.lv, 16 февраля 2018 года сотрудники Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией (БПБК, KNAB) провели обыски на рабочем месте главы центробанка и по месту его жительства в Лангстини, причем в особняке следственные действия длились больше 12 часов. Сам Римшевич был задержан в субботу и отпущен в понедельник, когда за него был внесен залог в 100 000 евро. Антикоррупционное бюро подозревает президента Банка Латвии в вымогательстве взятки, превышающей 100 тыс. евро, заявил начальник KNAB Екаб Страуме. 

Совладелец Norvik banka Григорий Гусельников в интервью Associated Press заявил, что глава Банка Латвии Илмар Римшевич настойчиво требовал взятку, в случае отказа обещая, что у банка будут проблемы. Кроме того, банк хотели вынудить отмывать деньги, утверждал Гусельников. Associated Press, респектабельное и обычно тщательно работающее с источниками глобальное агентство, указало также, что в «деле Римшевича» есть и «русский след». Сообщалось также, что глава Банка Латвии регулярно ездил в Россию, в том числе через Белоруссию.

Бюро по пресечению и борьбе с коррупцией 18 июня 2018 года отправило дело Римшевича в Отдел расследования особо важных дел Генпрокуратуры для начала уголовного преследования.

Позже, 22 июня, Генпрокурор Эрик Калнмейерс отклонил жалобу подозреваемого во взяточничестве президента Банка Латвии Илмара Римшевича на решение Бюро по защите Сатверсме (БЗС) об аннулировании его допуска к гостайне. БЗС аннулировало допуск Римшевича к гостайне, не комментируя мотивов своего решения.

Обвиняемый в коррупции президент Банка Латвии Илмар Римшевич начал давать показания. Причем, показания дает не только Римшевич, но и второй обвиняемый, заявил в феврале 2019-го Калнмейерс. Дело Римшевича в феврале 2019-го еще не было передано в суд, поскольку подозреваемый поменял тактику защиты, сообщает передача de facto Латвийского телевидения.

 

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное