Об утечках газа из двух ниток «Северного потока» в районе острова Борнхольм вечером в понедельник сообщили власти Дании и Швеции. Тогда же шведские и датские сейсмологи зафиксировали мощные подводные взрывы в этом районе. Это зарегистрировали и латвийские эксперты, говорит научный сотрудник Латвийского университета, доктор геологических наук Янис Карушс:
«Если мы говорим о причинах этого сотрясения, тогда, скорее всего, мы думаем так же как коллеги из Дании — это не натуральное землетрясение. Мы можем говорить о человеческом факторе. Сами детальный анализ мы не делали еще, но если смотрим на общее — на территорию, какой сейсмологический риск — то не так уж часто там происходят землетрясения».
Помимо газопроводов по дну Балтийского моря проходят и электрические коммуникации — зависит от них и Латвия. И если кому-то удалось повредить газопровод — то и саботаж электрокабелей может быть возможен. Но как говорит профессор электротехники и инженерных наук об окружающей среде РТУ Александр Долгицер, о блэкауте беспокоиться не стоит:
«Нам резервов хватит, к счастью: вода в водохранилищах есть, расходуя воду из водохранилищ — мы не пропадем. Также есть запасы резервного топлива для теплоэлектростанций. Латвию блэкаут не ждет. К счастью, система у нас изначально спроектирована таким образом, чтобы быть устойчивой».
То есть, вероятнее всего, из-за повреждения только лишь подводного кабеля свет в домах не пропадет. Но, как отмечает член правления Augstsprieguma tīkls Гатис Юнгханс, на счетах латвийцев это, вероятнее всего, скажется:
«Мощность этого индивидуального соединения достаточно значительна, поэтому, если что-то случается с доступностью этого соединения — то, конечно, балтийский рынок электроэнергии это чувствует, и это влияет на уровень цен».
Эксперты также отмечают уязвимость инфраструктуры в целом — из-за масштабов и месторасположения кабелей: они находятся в достаточно свободном доступе. Так под угрозу могут попасть и кабели связи. Проще говоря, интернет. В Латвию такой кабель идет через Балтийское море из Швеции. Правда, как отмечает профессор факультета электроники и телекоммуникаций РТУ Юргис Пориньш — без связи мы не останемся, так как есть обводные пути — беспроводная связь и наземные кабели. Но краткосрочные перебои в работе конкретных сайтов — возможны.
«Кратковременные перебои услуг, например, когда кто-то использует интернет-банк, в это время у него прерывается сессия, интернет-магазины, международные сайты — все то, что связано с серверами или связью за пределами Латвии. Там где мы используем внутренние ресурсы — большая часть не заметит, что что-то такое произошло».
Что же случилось с газопроводом? В датском агентстве энергетики говорят, что спуск водолазов к местам утечки возможен только после того, как из труб выйдет весь газ. Как отметили в Госслужбе окружающей среды, о возможном ущербе для природы пока говорить слишком рано.
Как писал Rus.LSM.lv, менее чем за сутки власти Дании и Швеции зафиксировали три повреждения газопроводов Nord Stream 1 и Nord Stream 2, проложенных по дну Балтийского моря из РФ в Германию. В морскую воду из разрывов поступает газ, бурля на большой площади. Пока риски для окружающей среды оцениваются как сугубо локальные. Биржи немедленно отреагировали на известие о повреждении газопровода скачком цен на газ.
Президент Латвии Эгил Левитс после встречи с премьер-министром Кришьянисом Кариньшем 28 сентября заявил, что повреждением инфраструктуры «Северного потока» Россия начала новую фазу агрессии: «НАТО, в том числе и мы, к этому готовы, соответствующие консультации ведутся», — заявил Левитс.
Латвийские службы безопасности подготовлены, чтобы никакие угрозы нас не касались, сказал президент. Кариньш, со своей стороны, отметил, что в связи с инцидентом представители МВД активизируют работу по предотвращению потенциальных угроз объектам критической инфраструктуры в Латвии, особенно энергосистеме. Как заявил 28 сентября министр внутренних дел Кристап Эклонс, пока нет оснований для объявления террористической угрозы повышенного уровня.