На вопрос, сделала ли полиция все, чтобы предотвратить преступление, Рукс ответил: «Здесь надо смотреть на систему. И то, что сейчас остальные привлеченные инстанции молчат или возлагают вину на полицию — это, мягко говоря, некорректно». Он считает, что следует оценить работу прокуратуры и суда.
Полицейский напомнил, что было заведено несколько уголовных процессов, связанных с преследованием убитой агрессивным мужчиной, в том числе уже доведенных до суда. «Любой уголовный процесс находится под надзором прокуратуры. Так же суд на любой стадии может инициировать [осуществление] принудительных медицинских мер, если есть подозрение, что человек с психическими проблемами. Поэтому я не согласен, что это только вина полиции, бездействие службы, — сказал Рукс. — Мы не уклоняемся от ответственности. Полицейские всегда готовы к ответу и всегда за все отвечают первыми, но смотреть надо системно».
В полиции, по словам руководителя, создана рабочая группа — специалисты работают над оценкой «ситуации в целом», включая нормативно-правовой базу, которую полиция может применять в случаях насилия и домогательств. Поэтому планируется представить предложения, чтобы правоохранительные органы могли более жестко действовать в отношении агрессивных лиц. Возможно, стоит подумать и о разработке технических средств, например, электронных браслетов для потенциальных агрессоров.
Рукс рассказал, что виновного в убийстве женщины Леона Русиньша до сих пор ищут как в Латвии, так и за ее пределами. Одна из версий следствия заключается в том, что мужчина мог покончить жизнь самоубийством, утонув в Айвиексте, где была обнаружена его машина.
«Но мы найдем его. Мертвым или живым, мы его найдем», — заявил глава полиции.
Как писал Rus.LSM.lv, на Русиньша уже было заведено 19 уголовных процессов, в том числе 18 за несоблюдение распоряжения о защите потерпевшей от насилия. Кроме того, мужчина был приговорен к краткосрочному тюремному заключению и по решению суда должен был пройти курс социальной реабилитации для агрессоров, но решение не выполнял. Также на Русиньша было заведено несколько административных дел.
Русиньш преследовал и терроризировал бывшую подругу, сотрудницу Центра профилактики и контроля заболеваний, более года. Она пыталась прекратить любые отношения с ним, но террор продолжался - мужчина сотни раз звонил ей по телефону, посылал сообщения, поджигал двери. 16 апреля на глазах матери и малолетнего ребенка женщины Русиньш убил ее и скрылся.