Закон не требует от учреждений проверять достоверность налоговых деклараций

Обратите внимание: материал опубликован 7 лет назад

О том, насколько вольготно могут чувствовать себя нечестные чиновники, свидетельствует всего один факт: до сих пор ни один латвийский закон не требует ни от одного учреждения проверять достоверность сведений, показанных в ежегодных декларациях о доходах госслужащих, сообщает LTV.

В стране сейчас насчитывается порядка 56 тысяч госслужащих. Они вот уже 20 лет обязаны ежегодно декларировать свои доходы. Это требование преследует цель заставить чиновника работать на благо общества, а не набивать карманы взятками и имуществом, злоупотребляя должностью.  

Служба госдоходов (СГД) проверяет, чтобы чиновники подавали декларации вовремя – эти документы используются как дополнительный источник информации при налоговых проверках. Со своей стороны, Бюро по предотвращению и пресечению коррупции (KNAB) рассматривает всего 1% деклараций на предмет возможного конфликта интересов.  

Но самого главного – чтобы декларация отвечала действительному положению дел – закон не требует проверять ни от одного из учреждений. Опасность в том, что чиновники со скромными зарплатами принимают решения относительно сумм, измеряемых в миллионах. Кто-то да поддастся соблазну. Взятки маскируют под пожертвования, подарки, наследства, займы. А система «отлова» нечестных на руку чиновников не работает.  

За последние три года на основании указанной в декларациях информации против чиновников было возбуждено всего 14 уголовных дел. Декларации же подали все 56 тысяч человек. Журналистское расследование показало, что

только в святая святых борьбы с уклонением от налогов – в СГД – около 1700 лиц занимают посты, связанные с высоким риском коррупции, а подозрения вызывают декларации 170 из них – то есть каждого десятого. В Госполиции сомнительными выглядят декларации 24 из 179 следователей по экономическим преступлениям.

Уже около 10 лет назад было подсчитано, что в Латвии около 2 млрд евро в год уводится от налогообложения. О том, что нужен закон, который позволил бы эффективнее бороться с теми, кто незаконно получил деньги и имущество, разговоры ведутся второй десяток лет.

Антикоррупционное бюро считает наилучшим вариантом тотальное декларирование доходов жителями страны, как это давно сделано в Западной Европе и Скандинавии. Однако, говорит доктор политологии Валт Калниньш, который вот уже 17 лет отслеживает эту тему, в Латвии предложения бюро долго отклонялись политиками и самой СГД, пока наконец при правительстве Айгара Калвитиса под давлением оппозиции разработке закона не дали добро.

«Внезапно неожиданно сам Калвитис на ежегодном заседании прокуроров поднял этот вопрос декларирования доходов как свое личное знамя, чтобы затем это знамя быстро свернуть и спрятать в ящик», - вспоминает председатель парламентской подкомиссии по пресечению коррупции Алексей Лоскутов.

Позднее идея обязательного ежегодного декларирования была заметена под коврик, а ей на смену пришел закон об одноразовых «нулевых декларациях». Коррумпированные чиновники подали их и избежали наказания.

Из предложений KNAB об изменении законодательства вычеркнули норму о необходимости владельцу имущества доказывать его происхождение, если это происхождение сомнительно (как в случае Роберта Дирненса с его полумиллионным наследством от матери-учительницы), и множество других рациональных положений. Закон о нулевых декларациях много раз возвращался на доработку, «испорченный» предолжениями и возражениями депутатов, и сейчас «есть основания эти нормы пересмотреть», считает замначальника KNAB Илзе Юрча. С тем, что начальное декларирование не достигло намеченной цели, согласен и генпрокурор Эрик Калнмейер.  

Но пока не введено всеобщее декларирование, толком не работает и более узкая модель обязательной подачи ежегодных деклараций чиновниками. В законе обнаружилась прореха: никто не обязан отслеживать достоверность деклараций госслужащих, признаёт Лоскутов:  

«Наверное, по привычке никто этот вопрос не поднял [при обсуждении закона в Сейме]. И лишь сравнительно недавно он актуализировался – спасибо Госконтролю».  

Чтобы система ожила и заработала, и СГД, и KNAB считают необходимым решить долгий спор о том, какая институция будет выполнять контрольную функцию – проверять, правда ли написана в декларациях госслужащих. Пора перестать обоим ведомствам «перебрасывать эту горячую картофелину» друг другу из рук в руки, признала гендиректор Службы госдоходов Инара Петерсоне.  

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное