Хотя всего 12 лет назад первое лицо Латвийского государства Вике-Фрейберга не просто приняла лауреата Нобелевской премии, а прошла пешком от Рижского замка до здания биржи, где проходила церемония освящения песочной мандалы. Тогда президент получила в подарок от Далай-ламы шелковый шарф – символ гармонии.
На этот раз Латвия сместила акцент в своих приоритетах. Теперь наша официальная позиция заключается в том, что мы поддерживаем территориальную целостность Китая и считаем Тибет неотъемлемой частью Китая. Из чего, видимо, следует, что церемониться с прибывшим гостем нечего.
Откуда ни возьмись, чья-то невидимая сила стала ставить палки в колеса организаторам визита. Хотели провести встречу Далай-ламы с его последователями в здании Латвийской национальной оперы – отказали. Президиум Сейма сказал твердое «нет» в ответ на просьбу организовать встречу с ним парламентариев в Красном зале. Обе встречи состоятся, но иначе, чем планировалось.
«С таким примером преобладания меркантильных интересов над духовностью я еще не встречался, - жалуется вовлеченный в организацию визита Далай-ламы глава депутатской группы по сотрудничеству с Тибетом Давис Сталтс. – Должностные лица, не сказал бы, что лишились духовности, но стали менее способными защищать духовные ценности перед лицом глобальной финансовой системы». Депутаты все же встретятся с Далай-ламой во вторник в помещениях Народно-хозяйственной комиссии Сейма.
Еще более резко о латвийских политиках отзывается член парламентской группы в поддержку Тибета Ингуна Рибена. Она напоминает, что не так давно и Латвии, как маленькому народу в составе СССР, было очень важно заявить о своих правах в мире. Поэтому «с политической точки зрения, это предательство», - утверждает Рибена, при этом отмечая значимость политических и экономических отношений с мировой сверхдержавой Китаем.
Ничего предосудительного в действиях латвийских официальных лиц нет, считает глава Латвийского института международных отношений Андрис Спрудс. Это всего лишь свидетельство растущей политической и экономической роли Китая в мире. Конечно, налицо противоречие в поведении наших политиков, ведь они бы встретились с руководителями других религиозных конфессий в случае их прибытия в Ригу. Но сейчас, считает политолог, на первый план для страны, пережившей кризис, выходит экономическая составляющая.
«Конечно, моральные ценности имеют большое значение, но здесь речь идет об экономических и политических ценностях, - говорит А. Спрудс. – Общество, в первую очередь, ждет [от должностных лиц страны] экономического процветания».
Латвия связывает с Китаем большие планы. Это и новый проект Шелкового пути, и транзитный путь в Азию. До сих пор, если какая-то из стран принимала Далай-ламу, то реакции китайской стороны долго ждать не приходилось. «Вся реакция сводилась к тому, чтобы заблокировать проекты», - отмечает эксперт.
Прием Далай-ламы на высоком уровне в Эстонии несколько лет назад, по мнению Спрудса, говорит о том, что наши соседи экономически более самостоятельны и целенаправленно развивают свою внешнюю политику в сторону Запада. А Латвии не менее важно и восточное направление.
Но Латвия – не одинока в своем изменчивом отношении к духовному лидеру Тибета. Так же ведет себя и Литва. Если в 2001 году тогдашний президент Литвы Валдас Адамкус поспешил на встречу с Далай-ламой после операции, то на сей раз 12-13 сентября гость не будет принят ни одним высшим руководителем Литвы.