В мирное время мы охраняем границы, в военное будем защищать страну — начальник Погранохраны

Обратите внимание: материал опубликован 5 лет назад

Государственная погранохрана провела за последние годы очень большую работу. Скоро завершится ее перевооружение согласно стандартам НАТО, а также будет реализовано несколько законодательных инициатив и программ обучения. А участие пограничников в военных маневрах дает уверенность в том, что они смогут выполнять двойную функцию: охрану государственной границы в мирное время и ведение военного сопротивления – в случае вооруженного конфликта, рассказал в интервью LTV начальник службы Нормунд Гарбарс. Сегодня Погранохране исполняется 99 лет.

Нормунд Гарбарс начал служить на границе 26 лет назад — тогда он по выходе из учебной части получил звание капрала и дослужился до генерала. После восстановления независимости Латвии границы с Литвой, где Гарбарсу довелось выйти в патруль впервые, физически еще не существовало.

— Помните свой первый день?

— Он запомнился условиями, в которые нас поместили. Привезли в Риту, пограничники в то время были расселены в пятиэтажном жилом доме. На одной лестничной клетке, по 5-7-10 человек в каждой квартире. Без отопления, с электрообогревателями. Было одно транспортное средство, на котором нас развозили по пограничным постам. Это было уникальное ощущение – первый раз попасть на границу независимой Латвии, которая еще не была, конечно, размечена. Но были определенные признаки, где она проходила. Это было колоссальное чувство: вот, я участвую в процессе, который никто никогда не забудет, и я тоже.

— Кто такой латвийский пограничник?

Это человек, которому доверена чрезвычайно большая ответственность. С которого государство изо дня в день много требует. Человек, который сегодня, на мой взгляд, достаточно хорошо подготовлен. (...) Человек, который в любой момент готов к экстремальным ситуациям, когда нужно жертвовать собой или быть способным защититься.

— Визитная карточка страны?

Определенно — визитная карточка страны. Это человек, первым в Латвии встречающий любого путешественника, и что особенно важно – каждого, кто приезжает в Латвию впервые. Это налагает огромную ответственность – ведь он первый, кого при въезде сюда встречают люди. 

КОНТЕКСТ

Латвийское телевидение (LTV) 16 ноября покажет документальный фильм режиссера Даце Славински Sargāj' savu tēvu zemi («Храни свою отчизну»), посвященный истории Погранохраны. Премьера фильма состоится в среду 7 ноября в резекненском Латгальском посольстве Gors.

В среду 7 ноября курсанты колледжа Погранохраны в Резекне дают торжественную присягу, а в Рижском пассажирском порту организовано интерактивное мероприятие – посетители могут осмотреть патрульное судно и вертолет Погранохраны и потренироваться задерживать нарушителей границы.

Государственная погранохрана была учреждена во времена Первой республики – 7 ноября 1919 года.

— Сколько у нас пограничников?

— Это больше 2000 вооруженных людей, ежедневно выполняющих обязанности на контрольно-пропускных пограничных пунктах и на участках между ними. Это авиаподразделение с четырьмя воздушными судами. Это Вентспилсское управление, которое наряду с проверками границы и иммиграционным контролем обеспечивает надзор за морем с помощью трех кораблей и девяти катеров. Это больше 500 транспортных средств и много других вещей, необходимых для выполнения функций службы. Но самое важное – наши люди, выполняющие всё, от пограничных проверок до иммиграционных.

— Сколько людей и машин ежегодно пересекает государственную границу?

— За последние три года число лиц, пересекающих границу, немного превышает 4 млн человек в год. Если говорить об автотранспорте, это немногим больше миллиона единиц. Заметно увеличилось число автомашин и самолетов. Резко выросло число людей, прибывших самолетом.

— Каковые типичные нарушения, которые обычно раскрывает пограничник?

— Ему нужно обнаружить, констатировать тех, кто нежелателен для Латвии. Кому в Латвию не следовало бы въезжать. Это люди, использующие поддельные, недействительные документы; те, кто находится в каких-то списках по соображениям нацбезопасности. Много нарушений связано с транспортными документами — неуплатой штрафов, отсутствием страховок. Огромный вызов для нас — нелегальное пересечение границы.  

— Сколько таких нарушителей в год вы ловите? Как часто вообще удается осудить их?

— Если речь о нелегальном перемещении людей через границу – то в последний год этих посредников судят и наказывают реальными сроками лишения свободы. На три, четыре, пять лет. Самих нелегальных мигрантов тоже наказывают. Их наказания меньше, но тоже связаны с лишением свободы. В отличие от ситуации трех-четырехлетней давности, сейчас мы находимся в ситуации, когда наказания суровы и, в моем понимании, действенны.

— Кто они, эти нелегалы? И кто их проводит?

— Уже с 2015 годы идут попытки и нелегально перемещать людей, граждан Вьетнама. В этом году они продолжаются тоже. Их проводят через границу граждане Литвы, Белоруссии и России. В 2015-16 гг. И многие граждане Латвии пытались ввязаться в этот промысел. Я допускаю, что именно то, что мы добились уголовных наказаний и присуждения реальных тюремных сроков, а также вложили ресурсы в улучшение ситуации на границе, удерживает жителей латвийского приграничья от прямого нарушения границы. К сожалению, они на других этапах участвуют в организованных группах, чтобы перемещать нелегалов дальше в Европу.

В 2015 году перемещение происходило совершенно бесстыдным образом. Элементарно: подъезжали на машине в конкретный момент там, где дорога это позволяет. С другой стороны границу перебегали люди, сажали [клиентов] в машины и везли дальше в Евросоюз. Очень вовремя мы эти перемещения пресекли. В 2015-м было задержано свыше 500 человек.

— Как вы этих нелегалов выявляете внутри страны?

— Внутри страны сейчас нет такого риска, что люди, которые нелегально пересекли границу, где-то незаконно работают в каком-то подпольном цеху. Сейчас главный риск внутри страны — когда люди въезжают легально, получив визу и вид на жительство, и тогда действуют. Зарабатывают без разрешения. Разработана определенная система, как мы их контролируем. Любой, кто въезжает в Латвию по краткосрочной визе или ВНЖ, подвержен контролю на предмет выезда из нашей страны. Чиновники иммиграционного контроля следят, чтобы эти люди покинули свое задекларированное место жительства и выехали. Те, у кого временный или постоянный вид на жительство, регулярно проверяются Управлением гражданства и миграции. Проверяется, не нарушили ли они что-либо. Проводятся регулярные мероприятия вместе с Государственной трудовой инспекцией с целью выявить людей, которые, возможно, трудоустроены незаконно.

— Расскажите о каком-то ярком эпизоде, крупной операции.

— Первое, что приходит на ум, снова связано с перемещением граждан Вьетнама. Это было в 2016 году, и мы убедились, что не можем больше полагаться только на свои силы и должны сотрудничать с европейскими соседями и партнерами. История – о перемещении вьетнамцев в Польшу. Должностные лица Латвии, Литвы и Польши предприняли целый ряд действий, в том числе так называемые контролируемые поставки.

Мы констатировали, что люди пересекли границу. Затем наблюдали за ними до Литвы. Литовские коллеги наблюдали до Польши. В итоге в ходе окончательной операции было задержано 84 вьетнамских гражданина, незаконно пересекших границу. В Польше задержали четверых организаторов. Одна из групп была ликвидирована. Конечно, это невозможно было сделать за короткое время. Литовские и польские коллеги помогают нам и с другими мероприятиями. Например, приезжают к нам и участвуют в спецоперациях по выявлению нечестных пограничников. 

Если в 2015-16 гг. те, кто раньше занимался контрабандой акцизных товаров, активно переключались на перемещение через границу нелегалов, то теперь, когда мы достаточно сильно противостоим этому, пока незаметно новых тенденций – таких, чтобы на сухопутной границе нелегалов пытались перемещать на транспортных средствах, в грузовиках или микроавтобусах. Но ясно, что они будут искать новые способы.

— Как продвигается постройка забора на границе?  

— Всё идет, как мы планировали. Исключения создали прошлогодние природные катаклизмы, когда затопило большую часть границы, и работы стало невозможно продолжать. Государство выделило достаточное финансирование, чтобы эти работы были реализованы. Думаю,в  этом году мы закончим строительство всех запланированных участков забора – установим 90 км ограждений в намеченных местах. Общие издержки на оборудование латвийско-российской границы – 22 млн евро, это 283 км.

Но оборудование забора и приграничной контрольно-следовой полосы, троп для патрулей было бы невозможным, если бы не были подписаны документы о демаркации.

Возможно, мы и опоздали с сооружением забора на пару лет. Если бы оборудование границы произошло в 2015-м – может, никто бы не пытался тогда тех 500-600 нелегалов через нее переместить.

Споры с владельцами земли у границы, к сожалению, не все решены. Число участков очень велико, их 200-300. Парламент принял несколько решений о принудительном отчуждении земли у тех, кто не хотел заключать разумное соглашение об издержках. Есть еще несколько участков, где владельцы умерли, но никто не заявил о себе ка ко наследнике. Это сложные случаи. А впереди еще граница с Белоруссией, где 100 земельных участков [государству предстоит выкупить]. Так что процесс достаточно сложный,и  он продолжится.

— Как Погранохрана планирует развиваться?

— Мы своевременно при поддержке министерства начали процесс по замене двух-трех старых вертолетов двумя совершенно новыми. С 2019 года, когда Погранохрана отметит свое 100-летие, они у нас будут.

Оснащение границы таким образом, чтобы пограничник мог выполнять свои обязанности, продолжится. Установлен объем финансирования, определены планы, как мы будем совершенствоваться и приобретать дополнительные устройства. Касательно этих позиций... надо сказать, у нас недостаточно сегодня финансовых ресурсов. В основном это средства ЕС. Их недостаточно, чтобы мы могли сказать, что через год-два-три будет всего вдосталь.

За несколько лет всех пограничников перевооружили пистолетами, отвечающими стандартам НАТО. Этот год и еще следующий – и мы завершим перевооружение ружьями. Есть и законодательные инициативы, есть обеспечение программ обучения. Активное участие пограничников в военных учениях дает нам обрести уверенность, что мы большими шагами приближаемся к тому, что государство определило: что Погранохрана выполняет двойную функцию, в мирное время — охранять границу, а во время войны — быть солдатами. 

Несмотря ни на какие технические средства, пограничники не могут обойтись без собак! Кинолог с собакой может выполнять конкретные задачи, мы действительно гордимся своей кинологической службой. Наши кинологи сертифицированы как эксперты агентства Frontex и обучают португальских пограничников работе с собаками. Хотя кинологи Погранохраны востребованы много где в Европе, главная их работа — в Латвии. Разрабатывается проект нового Кинологического центра. Очень надеюсь, что я еще дождусь начала его строительства.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное