Создание штаба продолжает те мероприятия, которые начаты по итогам двух саммитов НАТО – в Варшаве и Уэльсе, где обсуждались возможности и планы реагирования на возможные новые агрессивные действия России после аннексии Крыма.
Например, нередко упоминается, что ахиллесовой пятой стран Балтии может стать Сувалкский коридор – неполные 100 км литовско-польской границы между Белоруссией и хорошо вооруженным российским анклавом – Калининградской областью.
Займи этот коридор Россия – и Балтия окажется отрезанной от Европы. Быстрые и эффективные действия НАТО на такой случай и призван обеспечить новый штаб, рассказал LTV министр обороны Раймонд Бергманис (СЗК).
На вопрос журналистов, как это будет выглядеть на практике и сколько военнослужащих будет в штабе, Бергманис ответил, что «знает, но не может сказать».
«Штаб расположится в Адажи. Мы уже изучили и присмотрели возможное место. Думаю, что через какое-то совсем скорое время мы уже сможем начать и некоторые строительные работы. (...) Часть элементов этого штаба будет находиться и в Дании, где будут служить и военные из Латвии.
Таким образом будут наращиваться все возможности, чтобы штаб смог действительно делать то, для чего он предназначен, и мог организовать, тренировать наших военных и союзников в принятии решений на этом уровне».
Бергманис рассказал: когда он некоторое время назад впервые ездил в Брюссель для участия во встрече министров обороны стран НАТО, он имел беседу с Йенсом Столтенбергом и заметил, что на карте, висевшей в кабинете, Латвия была окрашена немного другим цветом, чем остальные страны. Оказалось, это касалось внутренней бюрократии альянса:
«Того, насколько быстро можно получить необходимые разрешения, чтобы можно было пересечь границу. В настоящее время все эти вещи улажены. Так что пересечение границы теперь очень простое и очень быстрое.
«Так что это дает нам ту скорость на случай того, как мы часто слышим, что [союзники] могут не успеть вмешаться. Но зная, что нашим стратегическим партнером являются США, и то, что они не стали дожидаться общего решения стран НАТО, чтобы в 2014-м приехать сюда после аннексии Крыма, явиться со своими силами, объявить операцию и очень быстро приехать...»
За эти четыре года многое изменилось и в обороноспособности самой Латвии, отметил Бергманис. Многое и кардинально изменилось в законодательстве, и внесенные в него поправки больше не приведут Латвию в ситуацию, в какой она оказалась в 1940 году, когда из уст президента прозвучало «оставайтесь на своих местах, а я на своем».
«Сегодня у каждого человека есть возможность сопротивляться, и я верю, что наши солдаты готовы принять эти решения в случае, если цепочка командования, связь прервется – теперь гораздо легче принимать решение о начале сопротивления и командирам подразделений», - подчеркнул Бергманис.
Как уже сообщал Rus.lsm.lv, после аннексии Крыма в марте 2014-го и начала военных действий на востоке Украины военные базы НАТО появились в странах Балтии и Польше. В Латвии общее командование боевой группой быстрого реагирования осуществляет Канада, в Эстонии – Великобритания, в Литве – Франция, а в Польше – США.