Юрис Пуце. Председатель фракции Attistībai/Par. В политике восемь лет. При этом созыве Сейм успел побывать министром среды и регионального развития. Но после скандала из-за незаконного использования пропуска на парковку в 2020 году ушёл с поста и вернулся в кресло парламентария:
«Тот период, когда я работал в парламенте депутатом, был очень интересный! Я руководил комиссией по административно-территориальной реформе. И в то время мы несколько раз меняли закон, после решения Суда Сатверсме об этой реформе. Это был очень динамичный процесс, решения нужно было принимать быстро. Некоторые кризисы были — например, что делать с Вараклянами».
Валерий Агешин. Депутат Сейма от «Согласия». В парламенте работает уже на протяжении шести созывов:
«Принято считать, что Сейм является моделью общества. В парламенте есть как интеллигентные люди, так и хулиганы. Это действительно так! Но иногда с таким суждением можно согласиться лишь отчасти. Потому что часто парламент занимается такими вопросами, которые простых людей совсем не волнуют. Иногда мы некоторым вопросам уделяем чрезмерное внимание и сами накаляем ситуацию, обстановку в обществе...»
А вот депутат от «Консервативных» Юрис Ранцанс в политике всего четыре года — в 2018 году парламентарием он стал впервые:
«Когда ты попадаешь уже в практическую политику, когда ты видишь эту ситуацию изнутри, у тебя разбивается множество иллюзий. И ты понимаешь, что здесь невозможны только индивидуальные решения.
Всегда нужно считаться с волей других партнёров по коалиции. И остальные готовы поддержать твою программу, только если ты поддержишь остальных. В компромиссных разговорах и приходят к этим решениям, которые часто не устраивают никого».
Лидер Национального объединения Райвис Дзинтарс является депутатом Сейма уже 12 лет, ему есть с чем сравнить:
«Это мой не первый созыв, и я привык работать с разными людьми. Но этот созыв был полон вызовов — было очень много депутатов фактически без опыта в госуправлении. Это было вызовом для меня, особенно как для руководителя фракции, которому нужно общаться с руководителями других фракций. Это такой поиск равновесия — внутри партии и вне её. Это, наверное, было самым сложным».
Еще богаче опыт депутата Улдиса Аугулиса, избранного от Союза «зелёных» и крестьян: 13-й Сейм — пятый парламент, в котором он работает:
«Сейм довольно трудный был. Вошло много интересных депутатов, которые иногда не понимали, что такое государство, что такое парламент и как себя надо вести в парламенте. Надо работать. А что такого тяжелого? Всякие интересные вопросы, где надо решать — не быть машиной для голосования, а думать своей головой».
Карлис Шадурскис в политике уже 20 лет. В 13-й Сейм его выбрали от партии «Новое Единство». После внеочередных выборов в Рижсую думу Шадурскис сменил кресло парламентария на кресло муниципального депутата. Но в конце 2021-го умер его сопартиец, депутат Сейма Ояр Эрик Калниньш. Карлис Шадурскис вернулся в парламент на его место:
«Я на самом деле никогда не слышал таких некачественных и ужасных дебатов, как в этом созыве! И за то, что многие коллеги говорят с трибуны, просто стыдно.
На пленарных заседаниях большинство вопросов уже решены в комиссиях. Поэтому часто дебаты формальны, и от них ничего не зависит. Но общество оценивает по тому, что оно слышит. И поэтому понятно, почему оценка Сейма в глазах общества такая низкая».
Сейчас парламенте пресдтавлено шесть партий, на выборах в 14-й Сейм баллотируются кандидлаты в депутатыв от 19, а согласно последним опросам SKDS, шанс преодолеть пятипроцентный барьер на выборах имеют около дюжины политических сил.