Точкu над i: Дело Герберта Цукурса. Полная версия (обновлен весь текст)

Обратите внимание: материал опубликован 9 лет назад

Один из самых известных в мире в 30-е латышей и герой: из Латвии до Гамбии добрался на самодельном самолёте. Один из самых известных в мире в 40-е латышей и воплощение зла: виднейший участник «команды», которая осуществляла в Латвии массовые убийства евреев. Речь идет об одном и том же человеке — Герберте Цукурсе.

Тем скандальнее и провокационнее мюзикл о нем, Цукурсе, впервые представленный намедни в Лиепае.

Итак, Цукурс — герой или убийца? Искусство — должно ли знать границы? Общество — может ли признать гения и злодея в одном человеке?

До сих пор – спустя 50 лет с момента смерти Герберта Цукурса, эта личность вызывает неоднозначную реакцию в обществе. И мюзикл, главным персонажем которого он является, наделал много шума. Причем, не только в Латвии — эта постановка вызвала возмущение министерства иностранных дел России; в его заявлении говорится, что спектакль восславляет члена команды Арайса, на счету которой числятся 25 тыс. жертв. И это несмотря на то, что официальная премьера состоится только завтра.

По словам продюсера мюзикла Юриса Миллерса, личность Цукурса была затронута неспроста.

«Цель этого спектакля – начать международную дискуссию. А если повезет, то его результатом станет уголовный процесс в отношении Герберта Цукурса, по итогам которого будет вынесен вердикт, является ли он преступником. И если суд примет решение и поставит точку в этой истории – это будет самым большим достижением. Меня заинтересовала судьба этого человека, потому что до 1940 года он являлася гордостью нашей страны», — говорит Миллерс.

До войны Цукурс был известным авиаконструктором. Причем, этот человек совершил перелет из Латвии в Гамбию на самодельном самолете. Кроме того, с помощью собственного воздушного транспорта, он летал в Японию и Палестину.

Между тем одна из авторов письма с призывами запретить спектакль – Ольга Процевская утверждает, что если бы цель была действительно таковой, то и спектакль был бы совершенно другим.

«Я читала сценарий. На мой взгляд, цель этой постановки – просто заработать денег», - заявила она, проигнорировав вопрос Миллерса, где она взяла сценарий, если он был доступен только творческому коллективу.

Между тем историк Маргер Вестерманис, посвятивший жизнь, как он выразился, изучению «феномена Цукурса» признал, что сам пойдет на спектакль: чтобы посмотреть на настроения, царящие в латвийском обществе.

«Я хочу говорить не о мюзикле, а о личности Цукурса. Я не знаю, о чем будет постановка, но я знаком с Цукурсом, как личностью. Я сам видел его в зените славы и он действительно был гордостью Латвии. Им восхищались абсолютно все! Во время его полета в Гамбию мне было 9 лет. То, что он герой — вне всякого сомнения», — признал историк. Впрочем, он подчеркнул, что Цукурс причастен к уничтожению евреев.

«Знаете, его отец ведь обучал еврейских мальчиков… и сам Цукурс никогда не чурался отношений с евреями. Поэтому представьте, насколько страшным было разочарование, когда в 1941 году пошли слухи, что он убивает евреев. Ошеломительно: ведь его все уважали и все им восхищались! Поэтому все послевоенные годы я занимаю изучением феномена Цукурса»,  — рассказал Вестерманис.

Он рассказал, что своими руками собирал тела тех, кого приводили убивать в Румбулу. «Я не видел, как стрелял Цукурс, но есть многочисленные свидетельства, что он это делал. Вне всякого сомнения – его руки в крови», — резюмировал историк.

Публицист Роберт Климович придерживается иной точки зрения. Потратив 10 лет, перечитав неимоверное количество архивных документов и даже встретившись с живыми участниками страшных событий, он так и не смог доказать причастность Цукурса к убийствам.

«Нет ни одного свидетельства, что он действительно убивал евреев. Да, он был в колонне сопровождения, которая вела евреев на массовое уничтожение. Но доподлинно известно, что он сумел спасти несколько жизней, сказав, что они ему нужны и увезя их оттуда!», — заявил Климович.

Между тем доктор гуманитарных наук Денис Ханов придерживается мнения, что Шиндлера и Цукурса однозначно нельзя поставить в один ряд. Но проблема не в этом: «Мюзикл и реакция на него значат, что мы пытаемся открыть свои раны. А это болезненно. Мы застряли в ХХ веке. И нам надо выходить на диалог, потому что спустя 50 лет украденной истории в обществе возник дефицит героизма и говорить надо об этом. А мюзикл, вы меня простите, но это только бизнес».

«Меня не интересует Цукурс. Он мертв. Но в современной Европе есть предпосылки, что подобное может повториться. Если мы не будем помнить жертв любого тоталитарного режима, история может повториться. Именно поэтому мы должны говорить о Цукурсе – чтобы в будущем такого не повторилось. И если можно было бы создать цикл дискуссий по сложным историческим вопросам – люди бы припадали к экранам и улицы пустели бы как те времена, когда показывали «Рабыню Изауру». Потому что вопросы истории – для нас все еще стоят крайне остро».

Полную версию передачи посмотреть можно тут.

 

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное