Кем бы ни были латышские легионеры – героями, жертвами или преступниками, – те события уже в далеком прошлом, поэтому стоило бы перестать проводить публичные мероприятия в этот день, а поминать всех павших воинов, в том числе легионеров, 11 ноября, говорит историк Валдис Кузмин.
«В каждую войну латыши где-то воевали. У нас сегодня в календаре около восьми дат, связанных с различными войнами и поминанием погибших!
А нужно, чтобы просто был один праздник, один день поминовения всех павших воинов – всех, кто сражался от имени Латвии в разных войнах: в Первой мировой, во Второй (как в легионе, так и в Красной армии), в Афганистане в 1985-м. Где бы они ни воевали, они были из Латвии! Это – наши люди, и мы их помним, – говорит Кузмин. – По-моему, это очень хорошая традиция в День Лачплесиса – свечи: ведь вы практически в любом случае зажигаете свечу за своего родственника, который когда-то воевал».
На сегодня добиться этого очень сложно, признал историк, но это, по его мнению, очень важно, чтобы «отойти от дефиниции, в какой форме они воевали».
«Все они были жителями Латвии, хочу подчеркнуть. Например, в Латышском легионе служили русские. Я говорил сегодня с потомком одного из них. И нам нужен один день поминовения, как в Англии Remembrance day, когда поминают всех солдат, павших на всех полях сражений», – убежден Кузмин.
Однако участники дискуссии признали, что пока это в Латвии малоосуществимо. На прямой вопрос ведущей передачи, готов ли он и его соратники перестать приходить к памятнику Свободы 16 марта, организатор ежегодного шествия Янис Атис Круминьш (организация Daugavas vanagi) заявил:
«Может быть, когда-нибудь, но не сейчас. Сейчас это невозможно. Потому что у нас в государстве есть две части. И если не придем мы, Daugavas vanagi, то там все равно будут другие».
Его оппонент, представитель Антинацистского комитета Латвии Александр Гильман на вопрос, готов ли он вместе с легионерами участвовать в памятных мероприятиях 11 ноября, ответил:
«В качестве общественной нагрузки я это сделаю. Но лично для меня 11 ноября... Я знаю, что в этот день были бои – была молодая Латвийская республика, была армия Бермонта, – но это меня не трогает. Нельзя человека заставить, чтобы его трогало то, что его не трогает.
Например, у евреев тоже есть праздники, в которых они поминают историю своего народа. Но было бы крайне странно, если бы евреи сказали: вот, давайте теперь все ради дружбы в обществе праздновать Пурим».
Первые лица государства тоже считают дату 16 марта не самой подходящей для проведения памятных мероприятий, так как шествие легионеров неизменно вызывает негативную реакцию части общества и используется российскими масс-медиа для нападок на Латвию.
Премьер-министр Лаймдота Страуюма («Единство») еще с прошлого года занимает четкую позицию относительно дня памяти легионеров: по ее словам, она уважает людей, которые хотят помянуть павших, но призывает всех желающих делать это поехать на памятное мероприятие в Лестене, где находится воинский мемориал. В Латвии правительство поминает всех павших во Второй мировой войне в День Лачплесиса, который отмечается 11 ноября, неоднократно напоминала премьер.
Президент Андрис Берзиньш на этой неделе в интервью LTV7 призвал всех жителей Латвии не препятствовать участникам шествия легионеров, отметив, что на сегодняшний день в живых осталось очень мало участников Второй мировой войны, и призвал всех, кто желает почтить память воинов, павших в период с 1941 по 1945 годы, принять участие в мероприятиях на Братском кладбище 8 мая, в традиционный международный день памяти жертв Второй мировой войны.
Посмотреть полную видеозапись дискуссии можно здесь.