Список №5. Suverēnā vara — визитная карточка

Обратите внимание: материал опубликован 1 год назад

1 октября в Латвии состоятся выборы в 14-й Сейм. Rus.LSM.lv начинает марафон «Выбери будущее!». Каждый будний день в прямом эфире мы обсуждаем предвыборные программы с кандидатами в депутаты. Знакомим избирателей с 19 политическими партиями и объединениями — какой они видят нашу страну в ближайшие четыре года, какие обозначили «красные линии» и приоритеты. В эфире передачи  «ТЧК» 30 августа были политики из партии Suverēnā vara («Суверенная власть»).

Список Suverēnā vara на выборах 14-го Сейма — номер пять (первой в студии Rus.LSM.lv она оказалась в результате редакционной жеребьевки). В реестре политических партий Suverēnā vara находится с 2005 года. Но до этого была известна как Likums.Atbildība.Kārtība, а еще раньше — как партия Savienība Latgales sirds.

Всего 100 кандидатов. Рижский список возглавляет член правления партии, действующий депутат 13-го Сейма Юлия Степаненко. Под первым номером по Латгальскому избирательному округу баллотируется Вячеслав Степаненко. Видземский список возглавляет депутат 13-го Сейма Любовь Швецова, в Земгале – первый номер Сильвия Шимфа, в Курземе — Инга Глузда.

Средний возраст претендентов 47 лет. Высшее образование имеет 71 кандидат, среднее – 27, основное – 2. В графе национальность «латыш» написали 43 кандидата, 41 человек национальность предпочел не указывать.

Блиц-опрос

1. Вы проголосуете за переизбрание Эгила Левитса на второй президентский срок?

Хором: «Нет, ни в коем случае!»
Юлия Степаненко: «Более того, готовы инициировать его отставку, когда соберемся в 14-м Сейме с нашим коллегами».

2. Надо ли ввести в Латвии обязательную военную службу?

Все: «Нет, ни в коем случае!»
Юлия Степаненко: «Ни в коем случае наши дети не должны отвечать за ошибки наших политиков».

3. Согласно новой системе оплаты труда в госуправлении, зарплаты высших должностных лиц в 2023 году увеличатся в среднем на 40%. К примеру, оклады спикера Сейма, премьера и президента вырастут до 7 600 евро. Проголосуете ли вы за заморозку роста зарплат высших должностных лиц?

Любовь Швецова: «Безусловно! Мы в 13-м Сейме вместе с Юлией Степаненко голосовали за заморозку зарплат депутатов 13-го Сейма, и нам это удалось. Мы голосовали за то, чтобы зарплаты чиновников были соизмеримы с зарплатами пенсионеров и малообеспеченных групп в процентном соотношении по коэффициенту инфляции. Мы также выступали категорически против повышения зарплат чиновников без оценки их работы в контексте роста ВВП на душу населения. Да, зарплата чиновников должна быть адекватной, достаточно конкурентоспособной, но только в том случае, если благосостояние жителей Латвии тоже растет».

4. Должны ли депутаты Сейма получать компенсацию за расходы на транспорт и аренду жилья?

Юлия Степаненко: «Те, кто живет в Риге и в радиусе 19 км от нее, не должны получать компенсацию. Я весь 13-й Сейм отказывалась, это примерно 130 евро в месяц — не знаю, на что они в итоге ушли, на цветы Мурниеце (спикеру Сейма. — Прим. Rus.LSM.lv) или еще куда, но я эти деньги не получала и не требовала. Но это не касается тех депутатов, которые живут дальше — скажем, в Резекне или в Балви, Бауске, Адажи. Они действительно должны представлять своих избирателей, должны жить в этом регионе и видеть, что там происходит».
Любовь Швецова: «Считаю, депутат может получать компенсацию в том случае, если он отрабатывает эту компенсацию, защищая интересы избирателей. (..) Я каждый цент, получаемый за работу в Сейме, отработала, представляя интересы налогоплательщиков».

5. Могут ли невакцинированные и не переболевшие Covid-19 депутаты очно участвовать в заседаниях Сейма?

Вячеслав Степаненко: «Разумеется».
Любовь Швецова ссылается на негативный личный опыт: она после третьей прививки от коронавируса заболела и перенесла инфекцию очень тяжело.
Юлия Степаненко: «Мы не только о депутатах Сейма говорим, нужно и про 60 с лишним тысяч работников помнить, которые потеряли работу, которые были отстранены, потому что работодатели требовали от них вакцинироваться».

6. Чтобы в Латвии состоялся референдум, его инициаторам нужно собрать порядка 150 тысяч подписей (это десятая часть от имеющих право голоса). Нужно ли опустить эту планку?

Вячеслав Степаненко: «Безусловно, и это есть в нашей программе. Мы считаем, что порог в 154 тысячи голосов — это тот самый порог отсечения, который на практике показал, что инициатива от народа никогда не может дойти до референдума. Фактически это защитный механизм для правительства от изъявления народной воли».

7. Семья — это союз только между мужчиной и женщиной?

Юлия Степаненко: «Это также родственные связи и усыновление, адопция, согласно закону. Больше ничего!»

8. Могут ли банки, медучреждения или другие частные компании предлагать клиентам обслуживание в том числе на русском языке?

Алексей Стетюха: «Обязаны, я считаю. Существует много людей, в том числе пожилых (если мы говорим о медучреждениях в первую очередь), которые уже физически не могут выучить латышский язык и, проживая в том же Латгальском регионе, где основной язык все-таки, как ни крути, русский, они, возможно, не имели и потребности учить латышский язык. Я не говорю, правильно это или неправильно, но это факт. Соответственно, отказ общаться на русском лишает их возможности получать адекватную медицинскую помощь или какие-то финансовые услуги. Лишать их такой возможности — это, мягко говоря, дискриминация».

9. Если в течение четырех лет состоится голосование о принятии Украины в Евросоюз, и вы будете в Сейме — как вы проголосуете?

Любовь Швецова: «Если Украина исполнит домашние задания ЕС, как исполнила их Латвия, то мы, безусловно, поддержим ее вступление в Евросоюз. Но нужно понимать, что когда жители Латвии это домашнее задание выполнили, это стоило стране примерно 200 тысяч уехавших людей. Мы консолидировали бюджет, очень многие расходные позиции...

Вступать будет Украина, но Латвия за это голосует — латвийские налогоплательщики будут за это платить. Оплачивать в том числе многие программы, которые будут доступны Украине.    Нельзя просто-напросто разбрасываться без подотчетности деньгами латвийских налогоплательщиков. Если Украина исполняет домашние задания, как их выполнила Латвия — то ей, безусловно, место в Евросоюзе».

10. Поддержите ли вы идею размещения ядерного оружия на территории Латвии?

Все: «Никогда!»

Красные линии

С какими партиями Suverēnā vara не представляет себя в коалиции и с кем для нее компромиссы невозможны? Юлия Степаненко признала: «Мы надеемся, что большинство коалиционных партий не пройдет предвыборный барьер, но если все-таки это произойдет, то у нас есть очень четкая «шпаргалка»: голосование в Сейме относительно обязательных мер против наших граждан (за обязательную вакцинацию от Covid-19. - Прим. Rus.LSM.lv). За то, чтобы людей увольняли и унижали, проголосовало 62 депутата коалиции. Из партий «Консервативные», «Новое Единство», Национального объединения...»

Представители партии Suverēnā vara не пожелали более конкретно высказаться, с какими политическими силами они не готовы вступать в коалицию — они сослались на то, что вначале нужно посмотреть на состав 14-го Сейма, прежде чем возможные варианты сотрудничества обсуждать. Но, например, «Консервативные» голосовали в поддержку законопроекта о партнерских отношениях (гражданском союзе), который легализовал бы в Латвии однополые супружеские пары и который для Suverēnā vara «абсолютно неприемлем в контексте ее программы», указала Любовь Швецова.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное