Tautas kalpi Latvijai. В Регистр политический партий внесена в 2003 году. Партия неоднократно меняла свои названия. Вселатвийское движение социал-демократов Par Dzimteni!, партия Par brīvību, sociālo taisnību un vienlīdzību, PAR DZIMTENI, SDK Dzimtene, PAR DZIMTENI!, Par Jaunu Saskaņu, Вселатвийское движение социал-демократов Par Neatkarīgu Latviju!
На выборы в Сейм идут 82 кандидата в депутаты. Рижский список возглавляет глава общества Vocale Эдгарс Краминьш. Он же кандидат в премьеры от партии. Первый номер Видземского списка у члена правления компании Grandeg Андриса Лубиньша. Первый номер Земгальского списка — владелец крестьянского хозяйства Калнавоты Янис Дзенис. Латгальский список возглавляет член правления Украинского торгового центра Айвар Сманс. В Курземе первым в списке стал безработный Нормунд Зернис. Средний возраст кандидатов — 47 лет. Высшее образование у 52-х кандидатов, среднее — у 26-ти, основное — у четверых. В графе национальность 68 кандидатов указали — латыш, 3 — украинец, 1 — русский, 1 — армянин, 10 — не указали национальности.
Блиц-опрос
1. Вы проголосуете за переизбрание Эгилса Левитса на второй президентский срок?
Айвар Сманс: «Нет. Он не соответствует вообще интересам латвийского народа, а народ латвийский не состоит только из одно нации латышей. На сегодняшний день Левитс представляет только интересы правящих деятелей».
Эдгар Краминьш: «Мы вообще считаем, что не может быть президентом человек с двойным гражданством. И, конечно, народ должен решать, поэтому в программе у нас указано, что мы хотим, чтобы избирал [президента] народ».
2. Надо ли ввести в Латвии обязательную военную службу?
Эдгар Краминьш: «Да. Потому что мальчикам необходимо наращивать мышечную массу, хватит растить молодежь, как червей у компьютера. Необходимо чтобы у них был патриотизм. Это дает также выносливость. Я сам служил и очень жаль, что мои дети не служили».
Айвар Сманс: «Я тоже сказал бы скорее да, но к этому надо подготовиться. Потому что общество к этому не готово. Это должно быть сначала в начальных школах. Начиная с какого-то класса должна быть военная, допустим, процедура и какие-то военные учения.»
Эдгар Краминьш: «Поэтому этот вопрос не в нашей программе».
Жанна Кулакова: «Ключевое слово здесь патриотизм. Мы не только должны говорить о военной службе, но, наверное, начинать с воспитания патриотизма в школах, иначе мы не сможем полноценно защищать нашу страну».
3. Согласно новой системе оплаты труда в госуправлении, зарплаты высших должностных лиц в 2023 году увеличатся в среднем на 40%. К примеру, оклады спикера Сейма, премьера и президента вырастут до 7 600 евро. Проголосуете ли вы за заморозку роста зарплат высших должностных лиц?
Эдгар Краминьш: «Зарплаты нужно не замораживать или добавлять необоснованно. Любая зарплата в Латвии должна соотноситься с минимальным прожиточным минимумом или минимальной зарплатой. Если у дворника или уборщицы минимальная зарплата, вопрос: сколько получает минимальных зарплат президент: 10, 15, 20?»
Айвар Сманс: «В обществе это вызывает определенное недовольство. Не может спикер Сейма или президент получать неадекватные зарплаты, когда пенсионеры, люди на сегодняшний день живут в других условиях. Это социальная несправедливость».
Эдгар Краминьш: «Я обычно задаю такой вопрос людям: как вам кажется, сколько должна быть зарплата у министра, который борется с коррупцией? Наибольшая сумма, которую народ называет — 4 тысячи. И я спрашиваю: вы готовы жить 4 года в бронежилете, не видя свою семью, рискуя получить пулю в лоб? Никто за 4 тысячи не готов на себя брать эту работу. Это ответ. Нужно оценивать зарплату человека и должность, но есть чиновники, которые ни за что не отвечают и получают такие зарплаты».
4. Должны ли депутаты Сейма получать компенсацию за расходы на транспорт и аренду жилья?
Эдгар Краминьш: «Нет, это записано в [нашей] программе. Мы за то? чтобы отменить эти компенсации. Как любой человек ездит на работу своим транспортом, машиной, велосипедом, кто-то вообще пешком ходит,и ни одному человеку никто не оплачивает услуги парикмахера или швеи».
5. Могут ли невакцинированные и непереболевшие Covid-19 депутаты очно участвовать в заседаниях Сейма?
Айвар Сманс: «Они обязаны участвовать в заседании Сейма, потому что их выбрал народ. Когда мы идем сейчас на выборы, нам же не пишет ЦВК, что если вы не вакцинируетесь, вы не станете депутатами. Должен быть какой-то закон, но если такого закона нет, то, я считаю, это глупость полная».
6. Чтобы в Латвии состоялся референдум, его инициаторам нужно собрать порядка 150 тысяч подписей (это десятая часть от имеющих право голоса). Нужно ли опустить эту планку?
Эдгар Краминьш: «Да, это записано в программе. До 30 000 подписей примерно нужно уменьшить. Потому что, когда собрано 58 000 подписей и этого не достаточно для реферундама — это нелогично и асбурдно».
7. Семья — это союз только между мужчиной и женщиной?
Айвар Сманс: «Это союз между мужчиной и женщиной».
Эдгар Краминьш: «Именно так».
8. Могут ли банки, медучреждения или другие частные компании предлагать клиентам обслуживание в том числе на русском языке?
Айвар Сманс: «Имеют право».
Эдгар Краминьш: В бизнесе мы всегда будем выбирать язык страны, с которой сотрудничаем. Латвийская система образования этому не способствует. Нам не хватает специалистов по скандинавским языкам, по языкам соседних стран. В бизнесе эти вещи не затрагиваются. Другое дело, если мы говорим о госуправлении, поэтому я говорю по-латышски на этой передаче. Не потому, что я не знаю русского языка, а потому что меня пригласили, и я являюсь кандидатом в премьер-министры, и в госуправлении в официальных случаях нужно говорить на латышском».
9. Если в течение четырех лет состоится голосование о принятии Украины в Евросоюз и вы будете в Сейме — как вы проголосуете?
Эдгар Краминьш: «Мы не будем за это голосовать, потому что это не вопрос Сейма. За это голосуют депутаты Европарламента. В нашем списке нет людей, которые сидят в европарламенте».
Айвар Сманс: «Это провокационный вопрос. В течение четырех лет Украина не будет принята в Евросоюз. Владимир Зеленский всегда говорит, что ни Евросоюз, ни НАТО им не светит в ближайшее время.
Эдгар Краминьш: «В любом случае я бы выступал за то, чтобы ничего не ратифицировать, пока не будет понимания. Предыдущий Сейм много договоров и законов ратифицировал, не понимая, что именно ратифицирует. Генерал НАТО, мой бывший одноклассник говорит открыто, что ему не интересно, как голосуют депутаты Сейма. Потому что, когда звучит фраза: “хотите международных неприятностей?”, независимо от своей программы все депутаты голосуют, не зная, за что именно.
10. Поддержите ли вы идею размещения ядерного оружия на территории Латвии?
Айвар Сманс: «Естественно, что нет».
Красные линии
С какими партиями Tautas kalpi Latvijai не представляет себя в коалиции и с кем для нее компромиссы невозможны?
Эдгар Краминьш: «У нас нет красных линий. Это просто разделение общества, также как общество разделено на латышей и русских, на тех, кто поддерживает РФ, и тех, кто поддерживает Украину, на пенсионеров и студентов. Точно так же и политиков пытаются разделять. (…) Если наши мнения будут совпадать в чем-то, например, по поводу вакцинации — наш список против вакцинации, учитывая, что у людей нет образования, позволяющего им понять, надо им вакцинироваться, или это им вредно. Думаю, что с любым из списков, который будет выступать за наши позиции, у нас не будет красных линий. Провести красную линию — значит отрезать себе путь к сотрудничеству. Латвия должна начать идти путем сотрудничества».