Ринкевич рассказал об отношениях Латвии с Россией и США

Обратите внимание: материал опубликован 10 лет назад

Вопросы оккупации и неграждан – это проблемы, по которым Латвия и Россия придерживаются диаметрально противоположных позиций. Несмотря на это, обе страны могут найти точки соприкосновения и улучшить свои отношения. Об этом в эфире передачи Латвийского радио 4 "Действующие лица" рассказал министр иностранных дел Латвии Эдгарс Ринкевичс.

- 23 августа – день подписания пакта Молотова-Риббентропа. Как эта дата сказывается на отношениях с Россией?

- Этот день, когда мы все вспоминает 1939 год, подписание пакта. Этот договор положил конец независимости Латвии, Литвы и Эстонии день, на более чем 50 лет. Это хороший день для того, чтобы вспомнить, что политика стран Балтии тридцатых годов, более разрозненная, в которой было меньше интеграции, оказалась не самой хорошей.

- Исследователь оккупации Рута Паздере сегодня заявила, что не чувствует отзывчивости от министра иностранных дел, который не хочет раздражать Россию.

- Это интерпретация госпожи Паздере. К своему большому удивлению, я узнал, что мы с ней встречались, хотя я такого не припоминаю. У нас был лишь небольшой разговор на одном приёме. Обстоятельно эти вопросы мы нее обсуждали. Во-вторых, говорить о подсчёте последствий советской оккупации, я неоднократно подчёркивал, что эти вопросы нужно обсуждать на уровне историков в контексте российско-латвийских отношений. С нашей стороны работа уже ведётся.

Что касается возобновления работы комиссии по подсчёту ущерба от оккупации, мы только что получили соответствующее письмо из Министерства юстиции. Рассмотрев этот документ, мы определим свою позицию.

- Когда размер ущерба будет установлен, счёт будет представлен к оплате?

- Это вопрос уровня не одного или двух министерств, а всего правительства и решать его мы будем ни сегодня и ни завтра. Мы с сожалением видим, что Россия не хочет признавать факт оккупации. Мы считаем, что такая позиция не способствует улучшению отношений.

- США никогда не использовали термин "оккупация" – они всегда говорили "насильственная инкорпорация".

- Когда в 2005 году экс-президент Вайра Вике-Фрейберга написала письмо руководителям всех стран НАТО и ЕС, большинство отметило, что случившееся в 1940 году – всё же было оккупацией. Я не думаю, что нам нужно обсуждать этот вопрос. Для меня он ясен. Это было оккупацией. Это же зафиксировано в документах Сейма и правительства.

Существует ряд вопросов, по которым у нас с Россией были диаметрально противоположные мнения. Это вопросы истории, внутриполитические события России, нас в свою очередь обвиняют по поводу неграждан. Я всегда выступал за то, чтобы мы обсуждали их на переговорах, искали точки соприкосновения, а не загоняли себя в угол.

- Зачем обсуждать вопросы истории?

- Перед выборами они становятся довольно острыми. Но всё же я думаю, они важны, потому что если у нас будет взаимопонимание в некоторых принципиальных вопросах истории, это хороший фундамент чтобы наши отношения в будущем складывались лучше.

Есть некоторые люди, которые считают, что мы сами прибежали с Советский союз. Кто-то считает, что репрессий не было, мы чуть ли не добровольно ехали в Сибирь и расстреливали себя.

- Насколько изменился мировой порядок по сравнению с 1938-1939 годами?

- Если после 1945 года нам удалось сохранить мир в Европе на протяжение долгих десятилетий. Мы не можем говорить, что 2013 год чем-то напоминает 1938. Если мы посмотрим на такие страны, как Сирия, Ливия, то можем сказать, что действия правящих режимов в этих странах противоречили всем международным принципам, по которым действует ООН. Другое дело, что не всегда можно ответить на вопрос, почему НАТО, ЕС и ООН вмешиваются не во все конфликты.

- Президент США заявил, что в если в Сирии будет найдено химическое оружие, Америка вмешается.

- Речь не о нахождении оружия, а о свидетельствах его применения. Два дня назад прозвучала информация о том, что правительственные войска Сирии применили химоружие. Эта информация пока не подтверждена. Но если это так, вмешательство международного сообщества будет необходимо, поскольку если правительство применяет против своих граждан химическое оружие, это по всем классификациям противоречит человечности.

- Президент Обама резко осудил закон, запрещающий пропаганду гомосексуализма среди несовершеннолетних. Присоединится ли Латвия к международному осуждению?

- Мы видим, что в России есть целая серия законов и судебных процессов, которая вызывает у нас озабоченность. Это закон о финансировании неполитических организаций, закон о проведении собраний и митингов, процесс против Навального, дело Магнитского. Но я бы не хотел говорить, что мы здесь к кому-то присоединяемся. У нас есть своё мнение, независимо от мнений той или иной столицы.

- В Египте, охваченном волнениями, находятся и латвийские туристы.

- У нас нет данных о том, что туристы пострадали. Кроме того, МИД уже около недели в жёсткой форме не рекомендует отправляться на отдых в Египет. Хотя по нашим данным, есть курорты, где всё спокойно.

Два дня назад в Брюсселе мы обсуждали этот вопрос на уровне министров иностранных дел. Прогноз не очень оптимистичный. Мы видим жёсткое противостояние между силами армии и оппозиции. Мы можем только рекомендовать не ехать в Египет, подчёркиваю, это касается всей страны. Но решать самим людям.

- Осуждение массовых убийств в Египте прозвучало только вчера, а не на прошлой неделе, сразу после событий на площади Рамзеса?

- Первое моё осуждение с моей стороны прозвучало ещё на прошлой неделе. На уровне ЕС очень жёсткие осуждения были на прошлой неделе, но конкретные решения были приняты только в эту среду, поскольку собрать 28 министров на внеочередное заседание за пару дней невозможно технически. Мы продолжим работу над конкретными вопросами относительно гуманитарной помощи и т.д.

- Глава Минюста Борданс не видит необходимости в изменении договора об экстрадиции между Латвией и США и считает, что в вопросе с выдачей Чаловского Вы выходите за рамки своих полномочий.

- Свои аргументы я озвучивал уже не раз и хочу отметить, что МИД – это не только министерство посольств и хороших отношений. Мы также представляем свою страну на международной арене. Мы увидели, что в решении прокуратуры и суда не было решения вопросов, которые возникли у Чаловского и его защиты. Существует одна чисто практическая проблема – возвращение домой человека, отбывшего наказание в США. Этот вопрос также требует решения.

- Не оскорбится ли США?

- Мы проинформировали посольство США, привели все доводы и у нас нормальные отношения. Они, так же как и мы, ожидают суда. Отношения у нас нормальные. Подчеркну, это не вопрос политических или стратегических отношений, а того, как мы работаем в сфере защиты прав человека.

- Слова Борданса свидетельствуют о том, то в коалиции царят распри?

- Не согласен, что этот вопрос поссорил всю коалицию. Разногласия могут быть, это нормально.

- Президент США пригласил президентов стран Балтии на встречу в конце августа. Повестка дня уже утверждена?

- Это рабочий визит, на котором президента конечно будет сопровождать посол Латвии в Соединённых штатах. Принципиальные вопросы повестки дня уже ясны. Это сотрудничество по вопросам обороны и НАТО, вопросы центральной Азии, восточного партнёрства. Мы надеемся, что удастся договорится о более плотном сотрудничестве в рамках киберзащиты. В том числе, поднимут и вопрос Чаловского.

- Почему Обама инициировал эту встречу?

- Внесём некоторую ясность. На сентябрь запланирован визит Берзиньша в Нью-Йорк для участия в работе Генеральной ассамблеи ООН. Накопилось довольно много вопросов, которые должны обсуждаться на высшем уровне. Кроме того, исполняется 15 лет со дня подписания Хартии о стратегическом партнёрстве между США и странами Балтии. Нам есть, над чем подумать, оценить достижения и наметить новые рамки и приоритеты сотрудничества.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное