De Facto

Ar Covid-19 nesaistīto saslimšanu ārstēšana vēl ilgi būs apgrūtināta

De Facto

Ieskats 10. maija "De Facto" tematos

Bondaram liek maksāt par diviem "Krājbankas" kredītiem

«Развитие/За!» не намерено отзывать Бондарса с поста главы бюджетной комиссии — De facto

Обратите внимание: материал опубликован 3 года назад

На этой неделе Верховный Суд постановил, что депутат Сейма Мартиньш Бондарс («Развитие/За!») и шесть бывших членов правления Latvijas Krājbanka должны заплатить 15 млн евро администратору неплатежеспособности KPMG. В 2008 году они выдали кредиты фирмам, связанным с бывшим владельцем Krājbanka — российским миллиардером Владимиром Антоновым. Суд признал, что в этой ситуации члены правления не действовали как рачительные хозяйственники. В интервью передаче De facto Бондарс заявил, что не знал, что фактическим заемщиком был Антонов.

Как рассказывал Rus.Lsm.lv, администратор неплатежеспособности Krājbanka — компания KPMG — требовала по суду взыскать с семи ответчиков в общей сложности 15 млн евро — убытки, возникшие у банка из-за выдачи кредитов двум фирмам, связанным Антоновым. Средства брались на покупку здания в Санкт-Петербурге и яхты. Бондарс, который три года являлся председателем правления Krājbanka, был одним тех, кому предъявлены претензии.

Согласно материалам дела, первый кредит был выдан на покупку яхты Highlander (постройки 1967 г., которой когда-то владели миллиардеры Форбсы) у компании Виктора Мюллера Latin American Tug Holding N.V. Ради этого Krājbanka летом 2008-го по решению своего правления выдал предприятию Plazmexon Investment Limited 2,4 млн евро. Из текста приговора следует, что подлинным бенефициаром (получателем выгоды) зарегистрированного на Кипре Plazmexon является Антонов. На вопрос De facto, знал ли это Бондарс, он ответил: «Нет, не знал».

Год спустя заемщики заявили, что не могут вернуть долг. Яхта оценочной стоимостью 6 млн евро попала в распоряжение Krājbanka. В суде ее номинальная ценность подверглась сомнению. Пять лет назад судно удалось сбыть с рук за 829 974,76 евро. Ответчиков потребовали вернуть недостающие деньги — почти 2 млн евро.

Еще один кредит был выдан на покупку здания старого детского садика в Санкт-Петербурге за 21 млн долларов под некий девелоперский проект. Зимой 2008-го Krājbanka выдал эту сумму зарегистрированной на Сейшелах компании. Причем деньги были перечислены еще до оформления документов о приобретении недвижимости. Предприниматель Максим Анчиполовский (бенефициар сейшельской фирмы) связан с Антоновым — в момент выдачи кредита он являлся членом совета Krājbanka. Компания-продавец детсада также была под контролем Антонова.

Дальше — тот же сценарий: отказ вернуть заём, передача залога в руки администратора банка KPMG и продажа в 2013-м за куда меньшую сумму — 2,5 млн долларов. Эпопея стоила Krājbanka 13,5 млн евро.

Аудиторы «Ernst&Young» пришли к выводу, что детсад, построенный в 1946 году, не стоил одолженных денег. Они считают первоначальную стоимость «абсурдной». «Недвижимость не продавалась по таким ценам ни в центре Москвы, ни в Санкт-Петербурге возле Эрмитажа», — добавляет адвокат KPMG Ромуальд Вонсович.

Бондарс утверждает, что специалисты Krājbanka подготовили документы для правления, которые показали, что кредит был хорошо обеспечен. Проект в Санкт-Петербурге был кредитован как девелоперский, с мыслью, что деньги будут возвращены.

Председатель фракции «Развитие/За!» Даниэль Павлютс считает, что в описанных ситуациях правление Krājbanka принимало на себя деловой риск и не действовало злонамеренно. «Я не хотел бы выделять этот случай как тот, который принципиально отличается от того, как банки в Латвии, правления банков и кредитные комитеты предоставляют займы. То, что он был выдан компаниям, связанным с владельцем банка, такая ситуация достаточно распространена», —сказал политик De facto.

Он добавил, что в «Развитие/За!» были дискуссии о нахождении Бондарса на посту главы бюджетной комиссии, однако объединение не намерено отзывать его. «Бондарс является в Сейме лидером капитального ремонта финансового сектора. Я хотел бы дать ему возможность продолжить эту работу. Это также его выбор. Я думаю, что надо дать эту возможность, принимая во внимание, что он продолжит возмещать ущерб столько, сколько того потребует закон, или до конца жизни».

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное