Такое вот позорное сравнение рождается после прочтения... нет, на этот раз не предвыборных программ, хотя мы дойдем и до них. А сентябрьского номера газеты «Латвийский пенсионер». Список острейших вопросов социальной политики, адресованный президенту Андрису Берзиньшу, рассказ руководителей Латвийской федерации пенсионеров (ЛФП) о встрече в Кабмине, резолюции, обращения, открытые письма...
По итогам общения с властью, включая премьера и представителей минблага, руководители ЛФП сообщают:
«На многие свои вопросы мы не получили ответа, поскольку законы или поправки к ним находятся в стадии разработки. Это и понятно. Ведь их будет принимать новое правительство и Сейм после октябрьских выборов».
В 2009-2013 г. из средств государственной пенсионной системы было взято около миллиарда латов на пособия и зарплаты бюджетникам. Самые бедные прокредитовали просто бедных. Этот долг правительство не вернуло, но наконец-то, под давлением протестов стариков, приняло решение «разморозить» индексацию малых – до 285 евро — пенсий (или таких же частей «больших»). После этой суммы пенсия облагается подоходным налогом и не индексируется. С 1 октября в кошельке пенсионера прибавится несколько монет. По максимуму — 5,26 евро.
Конечно, бывают и другие пенсионеры. Поскольку в стране нет верхнего предела начислению пенсии первого уровня, разрыв в пенсиях, как утверждает ЛФП, может быть в тысячу (!) раз. Если сложить самых бедных и самых богатых и поделить на численность населения соответствующего возраста, получится средняя пенсия по стране. Во втором квартале 2014 г. она составила 264, 81 евро. Считать ли ее достойной наградой за труд человеку, проработавшему 40-50 лет, решайте сами, сравнив со своим месячным бюджетом и исходя из того, что нынешний Минблаг рассчитал новую цифру прожиточного минимума — 129 евро.
Повышение экономически обоснованного прожиточного минимума – важная мера, поскольку именно к нему должны быть привязаны пенсии , пособия, необлагаемый минимум заработной платы. Сегодня же 97% получателей социальной помощи не могут выбраться из объятий нищеты, потому что размеры этой помощи носят скорее символический характер. Пресса бьет тревогу: растет число так называемых «работающих бедных», которые даже получая зарплату не в состоянии сводить концы с концами. А ведь еще в очереди за пособиями стоят безработные...
Парадоксально, но через 10 лет пребывания в ЕС мы начинаем получать из Брюсселя помощь, сравнимую с «гуманитаркой» постперестроечных лет.
Со следующего года будет распределено 590 тыс. продуктовых посылок в год . Ими будут охвачены примерно 98000 латвийцев.
Вопрос пенсий и пособий для любого правительства – мина замедленного действия.
Не потому ли его не касаются в своих программах большинство партий: партия «Рост», Латвийская партия регионов, Новая консервативная партия, Союз зелёных и крестьян, экс-премьерская «Едины для Латвии»?
Репшевская «Для развития Латвии» предлагает заставить пенсионные средства второго уровня работать в Латвии, в частности, озвучив (в других предвыборных форматах) идею взять оттуда 2 миллиарда на ремонт автодорог. Дело святое, объясняют нам, да и деньги останутся в Латвии, вот только не останется ли без пенсий следующее поколение латвийцев?
Антиглобалисты из «Суверенитета» и Национальное объединение, не мудрствуя лукаво выступают за поднятие прожиточного минимума. «Националы» предлагают к тому же установить прибавку к пенсии за каждого ребенка.
«Единство», чей экс-министр благосостояния Илзе Винькеле вошла в историю некорректными высказываниями о «виртуальности» вклада в латвийскую экономику тех, кто заработал стаж в советские годы, стыдливо опускает перечисление собственных достижений на ниве социальной политики, обещая только эффективную систему социальной помощи и более справедливую политику распределения доходов населения.
Русский Союз Латвии требует не облагать подоходным налогом пенсии до 400 евро, выступает против увеличения пенсионного возраста и минимального стажа, требует «справедливости» для тех, кто заработал пенсию в советское время, для работников вредных производств и ветеранов антигитлеровской коалиции. В программе «Согласия» проблема пенсий и пособий не рассмотрена, но уделено много внимания уменьшению социального неравенства в целом (о чем речь пойдет в одной из следующих публикаций — посвященной налогам). «Понятной, честной и полной смысла» обещает сделать пенсионную систему партия Ингуны Судрабы, указывая в качестве инструмента положительный индекс пенсионного капитала. В этой программе также уделяется внимание «использованию и передаче новому поколению опыта и талантов старшего поколения».
Повлияет ли такое немногословие правых партий на число отданных за них голосов, мы узнаем уже совсем скоро. Ведь у нас пенсионеры кредитуют государство не только своим накоплениями, но и своим доверием.