С процитированным выше положением программы партии Эйнара Репше (1-й список) не поспоришь.
Собрать чемодан и купить билет в Ирландию проще, чем ждать экономических перемен дома.
Хотя кризис в Европе притормозил число экономических эмигрантов, мы по-прежнему теряем работников и их налоги. И прежде всего, молодых людей, которые покидают страну почти в два раза чаще, чем в среднем по ЕС. По данным Министерства образования и науки, уже уехали около 17% латвийцев в возрасте от 13 до 25 лет. Меры по сокращению безработицы среди молодежи (так называемые «молодежные гарантии») пока своих результатов не принесли.
Помимо европейского соблазнительного вектора нельзя не принимать в расчет вектор российский – угрожающий. Нас уверяют, что массовых увольнений бояться не стоит. Но эксперты Министерства экономики честно предупреждают о влиянии российского продуктового эмбарго на темпы роста и, как следствие, на занятость в определенных отраслях народного хозяйства.
Так что сама по себе статистика занятости в Латвии пока не дает оснований для оптимизма: и незначительное снижение безработицы, и повышение занятости происходит на фоне сокращения числа экономически активного населения.
На второй квартал 2014 г. такового в стране 995 300 чел., из них работающих 889 100 человек. Сокращение безработицы на 0,7 процентных пунктов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года – лишь повод вынести падение уровня безработицы в заголовки, тем более — перед выборами. Со своими 10,9% мы выходим на средний уровень по Европе, но Европе послекризисной. Причем структура нашей безработицы отлична от среднеевропейской: у нас гораздо больше вынужденно незанятых предпенсионного возраста (на 2013 г. — 12% против 7,7%).
Что же предлагают партии для решения этих проблем? Красной нитью в предвыборных программах проходит тема реэмиграции уехавших на заработки сограждан. Много говорится о поддержке тех предпринимателей, которые будут создавать новые рабочие места, в том числе, для групп риска: безработных, инвалидов, активных сениоров, молодых родителей. Для выравнивания ситуации по стране Объединение латвийских регионов предлагает подстройку поддержки безработных «под спрос на рабочую силу в регионе и возможности непрерывного образования». Оно же своим лейтмотивом называет «экономический патриотизм», обещая «поддержку предприятий, которые создают рабочие места и трудоустраивают жителей Латвии».
Правые партии в основном делают ставку на развитие малого и среднего предпринимательства.
О поддержке микропредприятий не пишет разве что ленивый, но не будем забывать, что они обеспечат Латвию лишь «микрорабочими местами». Левые и антиглобалисты говорят о повышении роли государства в экономике, например, «Согласие» обещает «продуманные и целенаправленно вложенные в развитие страны инвестиции в несколько миллиардов» (не называя, впрочем, куда и кем будут направлены эти миллиарды). В программах много предложений по изменениям в налоговой политике, которые мы рассмотрим подробнее в следующем обзоре, в частности, сокращение налогов на рабочую сил и существенное уменьшение или и вовсе полное упразднение налога на реинвестированную прибыль.
На связь рынка труда и системы образования: высшего, профессионального и так называемого «пожизненного» также указывают многие.
Спрос на те или иные профессии не должен оставаться без предложения со стороны учебных заведений.
Наконец, отметим, что две партии поднимают вопрос о дискриминации на рынке труда. По мнению Национального объединения, дискриминируют латышей, когда «необоснованно» требуют от них «знания иностранных языков дополнительно к государственному». Русский союз Латвии – напротив, хочет «убрать из законодательства запреты на профессии для неграждан и необоснованные языковые требования» для руссофонов.
Хочется надеяться, что и нынешние, и будущие политики сделали выводы из всех тех потрясений, который за последние пять-семь лет пережил латвийский рынок труд. Поняли, как он мал и уязвим – и для внешних факторов, и для непродуманных решений собственных правительств. И что слова о важности человеческих ресурсов для страны, бедной на ресурсы природные, не останутся лишь на бумаге.