Премьерский год Лаймдоты Страуюмы: нерешительность и чиновничий подход

Обратите внимание: материал опубликован 9 лет назад

Ровно год назад президент Латвии Андрис Берзиньш пригласил Лаймдоту Страуюму, тогда министра земледелия, сформировать новое правительство. Ее называли временным премьером, под чьим руководством Кабинет министров должен был дотянуть до очередных парламентских выборов, отмечает Латвийское радио 4 в передаче «Домская площадь». Но нет ничего более постоянного, чем временное, показало развитие событий.

Взяв на себя политическую ответственность за трагедию в Золитуде, тогдашний премьер Валдис Домбровскис подал в отставку. Правящая партия «Единство» выдвинула на этот пост министра земледелия Страуюму. Это решение заставило беспартийную Страуюму политически определиться и вступить в ряды «Единства».

Она получила полномочия на 9 месяцев, до выборов в 12-й Сейм. И временный статус правительства позволял ей занимать выжидательную позицию, то есть решение наболевших вопросов откладывать на потом. Однако и в новом Кабинете министров г-жа Страуюма не спешит эти вопросы решать. Потому политолог Юрис Розенвальд считает, что мы живем при втором временном правительстве.

«Ни в коем случае не хочу сказать, будто всё, что она делает — плохо, — оговорился он. – Но тем не менее, г-жа Страуюма не является таким лидером и не обладает такой харизмой, которыя тут необходима. Это проявилось и в ее новогоднем выступлении. Этот не тот человек, что способен повести людей за собой на борьбу».

По мнению Розенвальда, второй премьерский срок — не свидетельство заслуг Лаймдоты Страуюмы, а, скорее, кадровая проблема в «Единстве».

«С одной стороны, правительство фукционирует. А с другой — есть целый ряд мин, которые заложены под этот кабинет. В частности, всплыла откуда ни возьмись эта норма, что с 2018 года всё школьное образование будет переведено на латышский язык. Никто этого не отменил. Вопрос не в том, в какую сторону должна двигаться наша система образования, а в том, что об этом надо говорить!»  

Прежнее правительство то ли не хотело, то ли не было способно решить проблемы с финансированием образования и здравоохранения.  И новое правительство к  революционным изменениям пока не готово. Отсутствие решительности у премьера Страуюмы — ее слабая сторона, сходятся во мнении политологи. А ведь должность третьего лица государства обязывает быть лидером и проявлять инициативу. Но Лаймдота Страуюма все никак не может отказаться от чиновничьего подхода к работе, отмечает профессор Рижского университета им. П.Страдиня Илга Крейтусе:

«Создается впечатление, что премьер подчиняется тому давлению, которое на нее оказывает партия и отдельные министры. И до конца не может удержать свою линию. Ей довольно трудно противостоять таким уже закоренелым министрам, которые хорошо знают, как добиваться осуществления своих интересов».

Растягивание процесса: бесконечные встречи, рабочие группы, комиссии — вместо работы на результат в определенный момент может обществу надоесть, отмечает социолог Айгар Фрейманис. Однако Страуюма стала первой женщиной во главе латвийского правительства, и этим она априори вызывает к себе расположение, в том числе и на международном уровне.

Фрейманис считает этот феномен «беспричинной симпатией», потому что Страуюма как политик явно избегает кардинальных решений. Возможно, потому, что принимает решения партия — и лидер «Единства» Солвита Аболтиня в частности, допускает Фрейманис. Несмотря на разницу в статусе, один политик в юбке продолжает зависеть от другого.  

Сама премьер-министр в интервью LTV7 заявила, что одной из основных задач правительства в прошлом году, помимо работы над проектом бюджета на 2015 год и рамочного бюджета на период до 2017 г., была подготовка к председательству Латвии в Совете ЕС, и с этой задачей государство, по ее мнению, справилось успешно:

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное