«В первую очередь я хочу выразить соболезнования всем пострадавшим. И из-за факта [трагедии], и из-за того, что шесть с лишним лет прошло, и это только первая инстанция... Это мне кажется неприемлемым! У нас в стране достаточно большое число таких судебных процессов, которые по непонятным мне причинам очень долгие.
Мы в правительственной декларации обязались, формируя правительство, что мы сократим эти процессы. Министру юстиции нужно быть готовым к аудиту, который он начал, если не ошибаюсь, год назад, чтобы понять, что следует предпринять. Нам, обществу, сейчас нужен результат. Что нужно менять — нормы ли это законов, процедурные нормы?
Потому что ни одно правительство не может вмешиваться в судебный процесс, и суды независимы. Но, возможно, то, что мы можем сделать — это обеспечить условия, чтобы не требовалось такое долгое время для того, чтобы прийти к приговору. И это то, что я от министра юстиции сейчас буду требовать — конкретный результат.
Что нам нужно менять, чтобы улучшить эту ситуацию в целом. Потом что в данном случае мне это кажется вопиющим, это неудовлетворительно, но это, к сожалению, не единственный такой случай у нас, у нас много случаев, когда [судебный процесс] длится пять, десть, даже больше лет. Это в нашем государстве нужно менять. Возьмем это как пример, извлечем урок и будем менять», — сказал Кариньш.
На вопрос LTV, есть ли уже какие-то наработки в этом направлении, поступали ли предложения со стороны Минюста, глава Кабмина признал:
«Я до сих пор жду. В этом году я обозначил перед членами правительства задачу, что нам нужно уделить особое внимание тому, как укрепить законность и справедливость в государстве. И вот это один непосредственный пример, здесь нужно ждать результата, и если там будут изменения законодательства, мы их будем продвигать, если там будут процедурные или еще какие-то изменения (в правилах, например), мы их и примем».
Премьер не взялся прогнозировать, когда эти изменения станут возможны. Он добавил, что у него впереди беседа с главой Минюста Янисом Бордансом:
«Я знаю, что он работает над этими вещами, но сейчас нам пора продвигать конкретные вещи. Решения».
Как уже сообщал Rus.lsm.lv, Рижский Пардаугавский суд 18 февраля приговорил строительного инженера Ивара Сергетса к шести годам заключения, а остальных восьмерых обвиняемых признал невиновными. Заседания суда по делу об обрушении кровли супермаркета Maxima 21 ноября 2013 года и гибели 54 гражданских лиц длились шесть лет и переносились неоднократно. Так, в связи с длительной болезнью ведущей процесс судьи осенью дело взяла в свои руки резервная судья.
Еще одним затяжным уголовным процессом стало дело о коррупции, заведенное на Айвара Лембергса, ныне отстраненного от выполнения обязанностей мэра Вентспилса. Рассмотрение материалов 200-томного уголовного дела длится уже десять лет — во второй половине 2008 года прокуратура передала их в суд, а сам этот сложный процесс суд сызнова стал рассматривать в расширенном составе 20 августа 2009 года. Большой резонанс недавно вызвало введение санкций США против него лично и связанных с ним предприятий.