Постсоветское пространство: «Теория мягкой власти» работает до поры

Обратите внимание: материал опубликован 9 лет назад

Балтия, Молдавия, Украина и после распада СССР остаются в сфере российских интересов и российского влияния. 10 октября в Риге состоится международная конференция «Не такая уж мягкая власть». Она призвана выявить связанные с этим риски, с которыми следует считаться постсоветским государствам, сообщает Латвийское радио 4 в передаче «Домская площадь». 

По словам участницы конференции Виктории Пановой, ассоциированного профессора МГИМО, сегодня термином «мягкая власть» охарактеризовать политику России относительно сопредельных стран уже вряд ли возможно.

«Действительно пошло политическое ужесточение. Я ранее уже говорила: если РФ в течение прежних 20 лет упустила своих бывших союзников в Восточной Европе, перестала ими заниматься, занялась внутренним развитием (или как там еще Ельцин это формулировал) – то по мере того, что в результате этого те страны стали смотреть на Европу, и после того как не удалась мягкая политика, Россия стала принимать более жесткие меры», – поясняет профессор.

В теперешней ситуации на Украине, по убеждению Пановой, нельзя обвинить кого-то одного, ЕС или РФ.

«Шла борьба за Украину, и нельзя утверждать, что лишь кто-то один давил. Ни та, ни другая сторона не шла на компромиссы, не готова была учитывать пожелания другой стороны, – заявила она. – В России не считают, что ответственность за Украину лежит только на РФ».

Панова утверждает, что в современной России, как бы странно это для нас, находящихся за ее пределами, ни прозвучало, представлен широкий спектр мнений по украинской теме.

«И там воззрения не влияют на карьеру людей – никого не увольняют, люди спокойно работают. То есть внутри страна ближе к понятию «мягкой силы». А вот американские коллеги говорят, что боятся потерять работу из-за пророссийских взглядов, – рассказала она. – Ведущие госканалы, конечно, демонстрируют официальную точку зрения. Но есть и кабельные, на которых представлена другая точка зрения».

По ее словам, российская образованная аудитория, устав от того, что на ТВ и радио говорят одно и то же (но не стоит забывать об «Эхе Москвы» и «Дожде»), использует для получения актуальной информации Интернет, пространство в котором ничем не ограничено.

В конфликте на Украине, по мнению Пановой, виноватого найти сложно:

«Целый ряд шагов, когда Россия действительно просила: пожалуйста, давайте поговорим – он не был принят, нас не слышали, – говорит она. – И все просьбы, выдвинутые раньше, например отсрочить подписание договора об ассоциации. (Ведущий радиопередачи на это резонно отметил: как-то несоразмерно получается – начать военные действия в ответ на отказ отсрочить ассоциацию с ЕС.Прим. ред.) Конфликт начинался  между РФ и ЕС по экономической проблематике. У нас экономика покоится в базисе, нельзя забывать об этом».

Информационная политика РФ в отношении Латвии и других стран Балтии действительно в последнее время проходит очередной тур обострения, считает Панова. Это случилось  после того, как запретили въезд на «Новую волну» Кобзону, Валерии и Газманову.

«У нас очень чувствительно дипломатические круги на это реагируют – по принципу взаимности, – поясняет эксперт. – В медиапространстве странам Балтии сейчас уделяется меньше внимания. Вот на саммите НАТО в Уэльсе было принято решение о силах быстрого реагирования – это, конечно, обеспокоило. Но больше волновала Польша, которая предложила себя для размещения новой базы. Однако самих информационных поводов об этих странах куда меньше – не сравнить с тем валом новостей, что были вокруг сноса Бронзового солдата в Таллине, например. И хотя у нас все время говорят о проблемах русскоязычного меньшинства в странах Балтии, сейчас этот информационный повод эксплуатируется тоже меньше».

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное