Путин полностью реализовал запланированную им программу, поясняет эксперт. Президент РФ встретился со всеми политическими лидерами, которые ему нужны, при этом оказались достигнуты все цели, которые Россия ставила – в частности, привлечение пристального внимания Европы к кровопролитию на Украине, к газовой проблеме и демонстрация того, что Россия, в общем-то, не находится в изоляции.
"В противоположность Путину, президент США Барак Обама, который, по идее, должен был добиться большей изоляции России и какой-то демонстративной поддержки американской позиции, явно этой поддержки от Старой Европы не получил", - отмечает Коктыш.
На сей раз много дискуссий вызвал протокол: кто кому руку подавал, кто не подавал и что бы всё это значило. Так, канцлер ФРГ Ангела Меркель с Путиным поздоровалась за руку, а вот британский премьер-министр Дэвид Кэмерон – нет.
«В ситуации, когда Британия может поставить вопрос о своем выходе из ЕС, думаю, это [отказ Кэмерона от рукопожатия с Путиным] вряд ли является критичным. Да и руки они все-таки пожали – но в конце встречи. Для Британии вообще была бы странной не проамериканская позиция, - скзал политолог. - Что же касается Старой Европы, которая на самом деле решает, что будет происходить с ЕС и каким образом единая Европа будет формировать свою политику – то здесь у Путина были достаточно плотные встречи. И с г-жой Меркель, и г-ном Олландом. В этом смысле «демонстрация расстановки на трибуне» была для западных политиков скорее способом сохранить лицо, показать, что они якобы что-то со своей стороны делают. При этом понятно, что процесс пошел по совершенно другому руслу, и Россия достаточно плотно взаимодействует с Европой – примерно как оно было и раньше».
Поэтому рассуждения о новом пакете санкций – это просто сотрясение воздуха: все понимают, что этих санкций не будет, считает Кирилл Коктыш:
«К ним никто не готов. К ним не готова Европа, не готовы занимать твердую позицию Соединенные Штаты. И на самом деле для Штатов третий пакет санкций нужен был бы, если бы существовали шансы убедить Европу, например, на антироссийской волне подписать соглашение о зоне свободной торговли с США. То самое соглашение, которое на сегодня буксует и которое крайне важно Штатам – потому что им сейчас нужно, чтобы Европа взяла на себя часть американских проблем и оплатила их своими рынками. А так как это не работает в данном направлении: выстраивать аргументацию как антироссийскую, убеждать Европу, что она должна в пику России покупать более дорогой газ, покупать безопасность у Соединенных Штатов, – думаю, что Штаты и сами вряд ли будут дальше давить».