Пабрикс объясняет евродепутатам, что русские — особенное меньшинство

Обратите внимание: материал опубликован 5 лет назад

«Статус русского меньшинства в Латвии резко отличается от традиционных меньшинств», заявил Артис Пабрикс — избранный в Европарламент по списку «Единства», но сейчас примкнувший к объединению «За»/«Развитию Латвии».

Заявление свое Пабрикс сделал в записи в своем профиле в Facebook, сообщая, что он разослал письма «многим евродепутатам, подписавшим инициированное евродепутатами Андреем Мамыкиным и Мирославом Митрофановым письмо в поддержку призыва пересмотреть решения Латвии о реформе русских школ».

«В письме я напоминаю, что статус русского меньшинства в Латвии резко отличается от традиционных меньшинств в других странах — в Венгрии, Словакии, Румынии, Польше или Ирландии. Бóльшая часть русскоговорящей части общества не является традиционным меньшинством, а результатом 50 лет советской оккупации», — пишет далее Пабрикс, в начале июня присоединившийся, как уже писал Rus.Lsm.lv, к объявляющему о либеральной ориентации объединению «За»/«Развитию Латвии».

Тогда же сопредседатель «За»/«Развитию Латвии» Даниэль Павлютс сообщил агентству LETA, что Пабрикс на осенних выборах Сейма может стать лидером списка в одном из округов. (До того сам Павлютс в пространном интервью LETA заявил: «Мы полностью поддерживаем реформы, которые сейчас происходят в образовании».)

Согласно действующему уже 13 лет закону Латвийской Республики, как убедился Rus.Lsm.lv на официальном сайте Likumi.lv,

национальным меньшинством в Латвии признаются «граждане Латвии, которые с точки зрения культуры, религии или языка отличаются от латышей, на протяжении поколений традиционно жили в Латвии, считают себя связанными с латвийским государством и обществом».

Русские были признаны меньшинством и в межвоенной Латвии. Этот факт подчеркивается и в отчете, поданном правительством Латвии Совету Европы в 2016 году. Со ссылкой на комментарии к Сатверсме, подготовленные нынешней главой Конституционного суда Инетой Зиемеле, правительство пишет (стр. 5 документа):

«Исторически Латвия всегда была мультиэтническим государством. Уже в 1922 году, при принятии Сатверсме, и латвийские законодатели, и правоведы признали, что, кроме латышей, народ Латвии включает в себя и различные другие этнические группы (меньшинства). В Латвии много исторических меньшинств, например, еврейское, русское, литовское, польское, ромское, немецкое меньшинства».

Осенью 1994 года, т.е. до начала процесса натурализации, согласно подготовленной Комиссией по правам человека Сейма Латвии справке в официальном издании Latvijas Vēstnesis, около 40% всех русских жителей страны были гражданами «по наследству» — т.е. их пребывание в Латвии никак не было связано с миграцией советского периода. На 1 января 2018 года, согласно данным ЦСУ, гражданами Латвии являлись 64% всех ее русских жителей. Действующий Закон о гражданстве устанавливает, что

все граждане Латвии равны независимо от способа обретения гражданства.

Однако, как уже писал Rus.Lsm.lv, весной 2015 года, когда в Евросоюзе обсуждались квоты на прием беженцев, Пабрикс и его коллега по «Единству» и Европарламенту Кришьянис Кариньш потребовали учитывать мигрантов советского периода при расчете квоты — как уже принятых иммигрантов. Пабрикс тогда заявил, что иммигрантами считает и натурализованных граждан, и их детей. «Речь идет не только о негражданах: те, кто в те годы прибыл в страну — иммигранты в первом или втором поколении», — особо подчеркнул тогда в разговоре с Rus.Lsm.lv евродепутат.  

Как уже писал Rus.Lsm.lv, в 1919-1940 годах законы Латвийской Республики «Об учреждениях образования» и «Об устройстве школ меньшинств» гарантировали, что основное образование является обязательным, бесплатным и осуществляется на родном языке обучаемого. Фактически эта норма распространялась и на средние школы. Немецкие школы были закрыты в 1939 году по договору Латвийской Республики и нацистской Германии о «добровольной репатриации» остзейских немцев, заключенному вследствие пакта Молотова—Риббентропа. Еврейские школы были ликвидированы в первый же год нацистской оккупации — в 1941-м, а после возвращения советского оккупационного режима в 1944-45 годах из былых 8 языков обучения остались только латышский и русский.

Как уже писал Rus.Lsm.lv, президент Раймонд Вейонис 2 апреля провозгласил принятые Сеймом поправки о полном переводе преподавания в средних школах нацменьшинств на латышский с 1 сентября 2021 года.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное