Янсонс отметил, что согласно 110-й статье Сатверсме, «государство защищает и поддерживает брак – союз между мужчиной и женщиной, семью, права родителей и ребенка». «Тогда возникает риторический вопрос: а что в понимании Сатверсме является семьей, упомянутой после союза мужчины и женщины? (..)Если Сатверсме предусматривает две модели семьи, то та, что является браком, защищена полностью. Для политиков это неловкая тема, но нужно говорить и договориться, что включено в понятие семьи», - сказал Янсонс.
Говоря о решениях латвийских судов, признавших семьями однополые пары, он отметил, что тех проконсультировали грамотные юристы. «Если в Сатверсме написано, что государство защищает семью, но нет конкретного нормативного регулирования, это не означает, что конкретная ситуация может быть не урегулирована. Юридическая обструкция недопустима. Поэтому меня не удивляет, что суд приходит к такому решению и показывает путь, которым нужно идти», - сказал Янсонс.
Признание однополых пар семьями, по мнению Янсонса, является констатацией юридического факта. «Как, в таком случае, это можно не понять, не воспринять, не решать? Эти изменения в нормативных актах необходимы», - уверен омбудсмен.
Закон о партнерских отношениях (или о гражданском союзе), который предусматривал бы возможность легализации отношений в том числе для однополых пар, 13-й Сейм так и не принял — вопреки решению Суда Сатверсме о том, что государство обязано защищать все семьи. Пока же в Латвии 16 однополых пар суд признал семьями.
Как указал в марте 2022 г. Нил Муйжниекс, директор регионального европейского бюро правозащитной организации Amnesty International, перечне полученных Латвией рекомендаций европейских структур есть те, которые выполнить все-таки нужно — и это касается в том числе закона о партнерских отношениях, который легализовал бы однополые супружеские союзы, а также Стамбульской конвенции, которую Латвия подписала, но так и не ратифицировала.
Что касается регулирования партнерских отношений, то Сейм в начале июня 2022 г. сорвал кворум при голосовании по закону о гражданских союзах, который предусматривал бы возможность регистрации супружеских отношений в том числе для однополых пар.
В мае с.г. Административный районный суд вынес первое решение, удовлетворяющее заявление однополой пары и устанавливающее наличие публичных правовых отношений, то есть признающее наличие семейных отношений в толковании 110-й статьи Конституции. В судах находятся уже десятки других аналогичных исков.
Как сообщал Rus.LSM.lv, в ноябре 2020 года Суд Сатверсме постановил, что однополая семья тоже имеет право рассчитывать на отпуск по уходу за ребенком, положенный супругу матери новорожденного. Одновременно он признал, что государство обязано защищать и поддерживать все семьи, в том числе однополые. Законодателю дано время до середины 2022 года, чтобы реализовать это.
Поиск решений для обеспечения такой защиты вела специальная парламентская рабочая группа.
Весной 2021 года Конституционный суд принял еще один благоприятный для однополых пар вердикт, признав не соответствующей основному закону страны норму о размере госпошлины за наследуемую недвижимость, когда пошлину платит партнер покойного за закрепление прав собственности в Земельной книге.
В принятой Европарламентом 8 июля 2021 года резолюции выражено «самое жесткое осуждение» принятого Венгрией закона, ограничивающего информирование о гомо- и транссексуальности. В числе негативных примеров в резолюции была названа и Латвия.