(Не)гражданский вопрос: это был камень преткновения

Обратите внимание: материал опубликован 8 лет назад

Один из самых противоречивых вопросов, с решением которого совсем скоро столкнулась после Декларации о восстановлении независимости от 4 мая 1990 года Латвийская Республика — это вопрос о гражданстве. Но решал его уже не Верховный Совет, а 5-й Сейм. Впоследствии Латвия допустила ошибки при реализации закона о гражданстве, и это ей дорого обошлось, говорят экс-политики.

Всё было сделано верно, считает один из былых лидеров Народного фронта Юрис Добелис. В противном случае в стране появились бы тысячи нелояльных не просто жителей, но и граждан – что опаснее.  

«Чтобы стать гражданином, нужно пройти хоть какую-то проверку! Немножко знаний по истории. Немножко о Конституции. Ну это ведь нормально, чтобы языкового барьера не было, — убежден Добелис. — В последний год стало меньше натурализоваться — почему? Потому что одним глазом смотрят на восток —  что там будет. Может, там новая империя снова создастся».

А вот другой видный деятель Народного фронта Эйнар Цилинскис сегодня признаёт: ошибки были. Главная из них — работа тогдашней системы регистрации потенциальных граждан новой республики. Тогда, еще в 1989-м, этим занималась организация «Конгресс граждан».   

«К сожалению, система регистрации Конгресса граждан работала не идеально, и им не удалось обобщить информацию обо всех потенциальных гражданах. Поэтому, когда закон о гражданстве наконец был принят — эти люди не смогли автоматически получить гражданство. Но это скорее техническая ошибка. Я готов извиниться перед этими людьми и, насколько я знаю, большинство из них всё же натурализовались и получили гражданство».

На счету академика, учёного и признанного хирурга травматолога-ортопеда Виктора Калнберза — более сотни изобретений и патентов, количество научных трудов приближается к трёмстам. Он первый в Советском союзе успешно провёл операцию по смене пола. Да и большинство остальных его достижений — ещё советские. Как и от старой системы здравоохранения, считает академик, попытались избавиться и от него. И тут хаос в системе гражданства пришёлся как нельзя кстати:

«Чтобы легче было лишить меня возможности получить гражданство, мне устроили экзамен по знанию латышского языка. Причём я все-таки профессор, академик, директор учреждения... Экзамен был в такой унизительной форме. Это был зал заседаний совета министерства, там стояли столики, как ученические парты. Прежде всего проверили — нет ли у меня словарей спрятанных, шпаргалок каких-то. Потом был диктант, я его написал практически без ошибок. А потом было собеседование. Делалось все, чтобы исключить возможность моего участия в руководстве медицинским учреждением, научно-исследовательским, запретить участие в политике».  

Несмотря на то, что академик отвечал всем критериям для получения гражданства и голосовал за принятие Декларации о независимости в 1990-м, свои права ему пришлось отстаивать в Верховном суде. Что Калнберз успешно и проделал. Хотя, по его мнению, тогда в ещё неокрепшем государстве было просто необходимо дать гражданство всем. Предполагавшийся «нулевой вариант» с распадом СССР постепенно заменили на закон о гражданстве и натурализацию. Последствия тех решений – 280 тысяч неграждан – остаются латвийской реальностью и по сей день.  

Чтобы использовать этот ресурс, вам необходимо согласиться с применением файлов cookie.
Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное

Еще