Открытый разговор

Обзор зарубежных событий

Открытый разговор

Латвийский хлеб будут печь в Эстонии. Почему?

Народ и государство: насколько эффективен сбор голосов за народные инициативы?

Народные инициативы в Латвии: выпуск пара или инструмент реальной политики?

Обратите внимание: материал опубликован 3 года назад

Хотя не все петиции, собравшие на портале manabalss.lv необходимые для рассмотрения в Сейме 10 тысяч подписей, получают поддержку в парламенте или Кабинете министров, уже несколько десятков таких инициатив стали частью законов или других нормативных актов. А некоторые не успевают собрать нужное число голосов, потому что политики их подхватывают уже на ранних стадиях, рассказали участники передачи «Открытый вопрос» на Латвийском радио 4.

«Сейчас у нас 36 позитивных результатов из 63 (т. е. утвержденных на уровне Сейма или Кабинета министров предложений из числа дошедших до них по причине сбора более 10 000 подписей. — Прим. Rus.lsm.lv). Это около 60%. Эти результаты и делают наш проект уникальным», —  рассказывает об успехах платформы народных инициатив manabalss.lv ее руководитель Имант Брейдакс.

Собственно, ее успехи получили официальное признание: портал получил Европейский гражданский приз (European Citizen’s Prize 2020) от Латвии. Приз вручают каждый год проектам, которые способствуют трансграничной интеграции между жителями стран — членов, ЕС, долгосрочной культурной кооперации, укреплению европейского духа и которые выражают ценности Хартии Европейского Союза об основных правах.

Впрочем, замечает И. Брейдакс, в данном случае приза скорее заслужила не одна конкретная платформа, а сообщество, без которого предложенная цифровая инфраструктура для публикации инициатив и надежного сбора подписей не имела бы смысла. А это сотни тысяч посетителей портала, около 2 000 авторов инициатив и некоторое количество людей, которые время от времени жертвуют деньги, что позволяет manabalss.lv развиваться уже 10 лет. По его словам, благодарности заслуживают и политики.

«Здесь удалось создать поток конструктивных идей, которые наверняка способны стать законом (что не означает, что они точно станут законом!). И что вообще уникально,  — это то, что парламент, конечно, знает про этот проект и сам берёт идеи, которые там собирают подписи.

То есть многие идеи мы вообще не успели подать, потому что парламент сам начал их продвигать. Так что от парламента мы никогда не слышим «мы не верим этим подписям, мы не верим механизму, мы не верим еще чему-то» — нет-нет-нет, процедура, механизм всё работает», — заверил он.

«Совсем сумасшедшие идеи никто не видит»

Но и сама команда manabalss.lv проводит большую работу — как говорит И. Брейдакс, чтобы на портал попадали достаточно качественные инициативы, которые не входят в совсем явное противоречие с Сатверсме и демократическими устоями Латвийской Республики.

«У нас есть система фильтрации. Перед тем, как пускать что-то на публикацию, мы консультируемся с экспертами. Этого фокуса на качество мы не находим ни у одной другой аналогичной платформы в мире. Мы публикуем 30-40% от того, что получаем. Так что

когда парламент нам говорит «ой, это слишком экстремальная идея», мы обычно отвечаем «нет, экстремальные идеи вы не видели». Совсем сумасшедшие идеи никто не видит, только мы»,

— сказал руководитель manabalss.lv.

И. Брейдакс сообщил, что в год портал получает около 200 инициатив, но даже не опубликованные петиции требуют работы: все равно идут консультации со специалистами, переписка с авторами и др.

Преподаватель Латвийского университета, эксперт по конституционному праву Янис Плепс заметил, что вообще платформы для публикации народных инициатив и сбора подписей существуют в разных странах, но и на этом фоне Латвия с  manabalss.lv является хорошим образцом, как это может работать. И то, что наши политики порой подхватывают идеи еще до того, как те наберут необходимые 10 000 подписей, тоже говорит о том, что обратная связь работает и что народная воля имеет влияние на повестку дня.

«Там публикуются и очень локальные инициативы, которые касаются одного конкретного местного самоуправления. И таким образом

это дает возможность гражданам влиять на политику в масштабе своего самоуправления, продвигая какие-то идеи и говоря, о каких вопросах нужно бы задуматься»,

— сказал специалист.

Отказ не окончателен

Не все собравшие необходимое число подписей петиции превращаются в законопроекты и нормативные акты. Так, собравшая уже более 50 000 инициатива за отмену налога на недвижимость на единственное жилье пока не привела к положительному результату. Один из ее авторов, Эстрис Хиршсонс посетовал, что референдум в Латвии организовать нереально, а когда до коридоров власти доходят подобные инициативы снизу, ими занимаются те же политики, партии, негосударственные организации, которые «закапывали» аналогичные вопросы прежде.

«Собрать 10 000 подписей мы можем, но в конце концов опять решают политические партии и большие НГО. Так что довольно некрасиво выходит»,

— заметил он.

Другая инициатива, об отмене обязательных масок для учеников младших классов, по словам  ее автора Ольги Петкевич, запуталась в бюрократических коридорах и в странной интерпретации результатов народного голосования в Министерстве образования и науки.

Однако, как заметил Виталий Орлов, депутат Сейма и член парламентской комиссии по мандатам, этике и заявлениям, куда изначально и попадают такие петиции, то, что один раз инициатива не нашла политической поддержки, не означает, что у нее нет шансов вообще. Он, в частности, отметил, что нынешний сниженный НДС на овощи и фрукты изначально родился как раз на «низовом уровне», получил отказ, но в конце концов стал частью нашей жизни.

«Это говорит о том, что надо участвовать в создании инициатив, в сборе подписей.

Не надо считать, что если предложение отвергнуто на начальном этапе, то оно никогда не будет поддержано. Иногда должно пройти время, обсуждение, чтобы инициатива получила развитие»,

— сказал политик.

Вообще, по его словам, когда петиция с manabalss.lv добирается до комиссии по заявлениям, с ней может произойти несколько вещей. Одна — ее отклонят сразу. Другая — передадут профильной комиссии (как это произошло с инициативой об оплаченной государством психотерапии). Третья — передадут в Кабинет министров.

«Так было с оплатой лечения гепатита C, чем я очень горд: заявители просили 90% компенсации, депутаты посчитали, что компенсировать нужно полностью, и правительство задание выполнило», — заметил В. Орлов.

В свою очередь, депутат Сейма Юлия Степаненко сообщила, что как раз недавно на уровне парламентской юридической комиссии удалось договориться, что набравшие достаточно голосов отклоненные инициативы можно рассматривать повторно.

«Поэтому я считаю, что механизм, когда инициатива повторно заходит в Сейм и даже, может быть, и в третий, и в четвёртый раз, очень хорошо могла бы разбудить наших депутатов», — сказала она.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное