Поскольку статус срочного с законопроекта так и не снят, второе и окончательное чтение ждет его уже 7 апреля. Однако президент Раймонд Вейонис считает, что планируемые законодательные изменения некорректны, и применение таких норм может привести к нарушению Конституции и прав человека.
КОНТЕКСТ
Поправки, которые 3 марта Сейм в первом чтении уже одобрил, «меняют правовое регулирование в соответствии с современными вызовами», а именно — предyсматривают уголовную ответственность за антигосударственные действия в формате «гибридной и информационной войны», указано в аннотации к ним.
Документ предусматривает введение уголовной ответственности за действия, ранее наказуемыми не являвшиеся. Критики законопроекта указывают, что он не проводит четкого разделения между обоснованной критикой государственных должностных лиц и сознательной помощью противникам государства.
Например, к деятельности, направленной на подрыв государственности, будут приравнены поступки, направленные против «жизненно важных интересов государства», и они будут криминализованы независимо от их характера (насильственного или мирного, законного или незаконного). При этом вредоносность действий будет определяться по их цели (например, нарушить территориальную целостность Латвии), а не по средствам, которые были пущены в ход.
Проект поправок вызвал шквал критики, президент Раймонд Вейонис уже заявил, что не провозгласит их в теперешнем виде. Президент в среду в своем микроблоге в сети Twitter указал, что поправки нужно переработать, потому что "не в интересах национальной безопасности нарушать Конституцию и свободу слова". Но пока непонятно, насколько депутаты преуспеют в корректировке документа к сроку - до 7 апреля.
Экс-глава Конституционного суда и оппозиционный депутат парламента Гунтис Кутрис заявил в эфире дискуссионной передачи «Точки над i» на LTV7, что намерен просить Сейм передать поправки к Уголовному закону на оценку Венецианской комиссии - консультативного органа по конституционному праву, созданного при Совете Европы в 1990 году
«Президент направил письмо Юридической комиссии Сейма, в котором указывает на существенные проблемы в направленных на рассмотрение Сейма поправках к Уголовному закону и просит соответствующим образом эти нормы усовершенствовать. Самое серьезное возражение – что в законе точно не определено, что же это такое — противозаконные намерения против Латвийской Республики. И при такой широкой формулировке этой нормы могут возникнуть ситуации, в которых нарушаются права человека.
Президент сформулировал свои возражения и ждет, что Юридическая комиссия Сейма будет работать над уточнением норм этого закона, и в тот момент, когда закон будет принят, он будет юридически корректным и соответствующим Конституции Латвии и международным обязательствам».
В данной ситуации, однако, мнение президента носит лишь рекомендательный характер. Законопроект, который рассматривается в срочном порядке, он по регламенту не может вернуть в Сейм на доработку.
Прислушаются ли депутаты Юридической комиссии Сейма к мнению Вейониса, станет известно через неделю — 29 марта, когда депутаты комиссии будут рассматривать предложения к законопроекту, поданные ко второму и окончательному чтению. Если слуги народа все-таки учтут рекомендации главы государства и примут к сведению доводы экспертов, то закон потребует доработки и будет рассматриваться уже в обычном порядке, поясняет депутат Юридической комиссии Сейма Валерий Агешин:
«Тогда нужно будет снимать с поправок статус срочности, устанавливать более продолжительные сроки работы с законопроектом и сроки рассмотрения всех предлоджений. Считаю, что этот закон долежн приниматься (если вообще одлжен) с существенными изменениями и в обычном порядке, в трех чтениях».
Как ранее неоднократно сообщал Rus.lsm.lv, поправки к Уголовному закону, призванные пресечь угрозы национальной безопасности и латвийской государственности, вызвали в обществе большой негативный резонанс и множество возражений со сторонй экспертов и политиков. Главная цель нововведений — помочь государству бороться с угрозами, которые возникают для Латвии в гибридной войне, и облегчить органам безопасности поимку шпионов. Но поправки предусматривают уголовную ответственность за получение сведений, являющихся государственной тайной, даже если это не имеет отношения к шпионажу. Если законопроект будет принят без изменений, журналистам, например, обнаружившим какой-либо секретный документ или расследующим различные дела, связанные со спецслужбами, может грозить до пяти лет лишения свободы.