Глава Госканцелярии: почему мы не говорим об огромном числе чиновников в самоуправлениях?

Обратите внимание: материал опубликован 7 лет назад

Многие говорят, что в Латвии – огромное число чиновников. Особенно в государственном аппарате. Тем не менее, средний уровень чиновников по Европе – 9,5% от общего числа жителей. В Латвии – 9,2%, то есть всё как будто бы в порядке. 70 тысяч обслуживают госаппарат, но 111 тысяч – самоуправления. Можно было бы оптимизировать второе число и так способствовать развитию госуправления, сообщает в интервью программе «Без обид» на LTV7 нынешний глава Госканцелярии Мартиньш Криевиньш.

В Латвии - 11725 чиновников. Это те люди, которые создают государственную политику, закупают что-либо, и те, кто предъявляют декларации в Сейм. Но в Латвии есть и 17856 «прочих работников». По словам Криевиньша – это люди, которые обслуживают клиента, т.е. жителя.

С 78 тысяч в 2008 году число госслужащих в стране уменьшилось до 58 тысяч. Криевиньш объяснил, что по большей части сокращения происходили в центральных аппаратах и государственных агентствах. Но сокращали и технических работников.

Только вот в последние 4 года количество работников госуправления практически не меняется. Криевиньш считает, что, может быть, «мы достигли того этапа, когда это - именно то число, которое нужно для выполнения целей».

«То, что забывают - мы не просто уменьшили госконтроль, а передали его в самоуправления.

Почему мы не говорим о том что в самоуправлениях – 111 тысяч человек в управлении. У госуправления нет прямых рычагов воздействия на самоуправления – они с начала 90-х годов были независимыми структурами.

Я могу господ самоуправленцев призывать к уменьшению самих себя. Или сокращать это число посредством каких-то реформ.

Может, нужно перейти к старой системе - 26 районов - или к системе просто четырех регионов. У нас же информационные технологии развиваются, то есть мы можем предоставлять э-услуги. Нужно ли нам столько чиновников в самоуправлении?» - заметил Криевиньш.

Тем не менее, около 180 тысяч чиновников (государственных и муниципальных) в Латвии – это в принципе нормальный для Европы уровень:

«Средняя европейская планка – 9,5 % [работников госсектора] от общего количества жителей. В Латвии - 9,2% (...),

- сообщил он, - наша экономика эти 9,2% выносит. Она приспособилась к тому, чтобы не платить налоги, чтобы больше не инвестировать. Я лишь говорю о том, что есть возможность уменьшить госсектор и что именно мы можем сделать для этого», - сообщил он.

Криевиньш, заступив в 2015 году на должность главы Госканцелярии, провел аудит. Результат этого аудита – девять увольнений и небольшое (100-200 евро) повышение заработной платы для сотрудников, занимающих ключевые должности. По мнению главы Госканцелярии, 11 тысяч чиновников, которые работают в государственном управлении – это много:

«Мы должны идти вперед и задать себе вопрос – что из того, что мы делаем – не нужно. Топовый ранг – это разного рода контролеры, и мне интересно, зачем [они нужны].

Мы контролируем строительство, образование, качество еды. С одной стороны – это супер. Потому что, кроме Золитуде, мы ничего не слышали [о катастрофах такого уровня в Латвии].

С другой стороны - нужно ли это? Может, можно от этого избавиться и дать сигнал предпринимателям, что, если бы вы хорошо работали, то  нам не надо было бы вас контролировать»,

- пояснил он.

Криевиньш подчеркивает, что заработная плата у чиновников не очень хорошая, чтобы ради нее стараться из-за всех сил. Тем не менее, ведущий программы «Без обид» Алексей Дунда продемонстрировал график средней зарплаты в госуправлении начиная с 2008 года по 2015 год. На нем видно: самая низкая зарплата была в 2010 году – 652 евро в месяц до вычета налогов (за два года упала на 180 евро). К 2015 году, постепенно поднимаясь, она достигла 920 евро. То есть практически докризисного уровня.

«Если мы будем мерить среднюю температуру по больнице, то мы можем как находиться в морге, так и быть полностью здоровыми», - заявил Криевиньш.

Сам нынешний глава Госканцелярии, работавший в период с 2013 по 2015 год в ОСЭР, знал, на что идет. Что его зарплата «будет в четыре раза меньше, чем в Париже»:

«Когда я принимал это решение, то думал о своей родине и государстве и верил, что есть возможность что-то  изменить – изменить наше госуправление к лучшему. Нужна только кропотливая работа, и чтобы за нас заступались. Мы все время себя с кем-то сравниваем и говорим, что в Латвии одни проблемы, но это не так. У нас есть проблемы, но нужно вкладывать деньги [в развитие госуправления]», - заметил он.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное