«На самом деле у Евросоюза есть совершенно шкурный интерес — тут речь не только об идеалистических мотивах. Реально это связано с миграцией. Миграционный кризис сейчас ощущается не настолько остро, но он никуда не пропал. […] Поддержка Африки — это один из элементов общей стратегии по снижению количества беженцев. Смысл в том, чтобы уменьшить количество людей, которые просто не могут жить в своих государствах», — так Борис Цилевич объяснил, почему ЕС готов тратить силы и деньги на поддержку стран вроде бы далекого (по крайней мере, от Латвии) региона.
По словам политика, европейская помощь для развития (Development Assistance) предоставляется странам-получателям — в том числе африканским — на определенных условиях, которые касаются в том числе соблюдения демократических процедур, прав человека — всего того, что в общем случае позволяет сделать жизнь более сносной, а развитие — более устойчивым.
Помимо этого лидерам стран ЕС придется договариваться о принципах распределения беженцев — правда, вряд ли поиск решения будет быстрым и легким.
«Нынешняя так называемая Дублинская система ЕС (когда прошение об убежище рассматривает то государство, на территории которого оно подано) просто не справляется. Львиная доля всех прошений приходится на пограничные государства в Средиземноморье. Но если, не дай Бог, появятся беженцы из других регионов, Латвия тоже может оказаться в такой же ситуации. Поэтому все заинтересованы в том, чтобы эту не совсем эффективную систему пересмотреть», — сказал Б. Цилевич.
Правда, констатирует политик, несмотря на всеобщую заинтересованность, многие страны ЕС сопротивляются попыткам Еврокомиссии ввести некоторые обязательства по приему беженцев.
«Позиция Латвии с 2016 года в этом вопросе существенно не изменилась, потому что те ксенофобские партии, которые тормозили политику солидарности тогда, сейчас находятся в правительстве. Формально мы выполнили свои обязательства, приняли людей. Но реально создали систему, при которой люди, даже получив в Латвии статус, не могли остаться. 130 евро пособие — можно ли на эти деньги прожить, когда в Муцениеках оставаться уже нельзя, когда работать невозможно, поскольку нет документа о владении латышским языком?» — рассуждает гость «Домской площади».
Впрочем, по его словам, в последнее время все чаще звучат голоса, которые говорят: при нынешнем развитии событий мы сами можем оказаться в положении Италии.
В начале осени после призыва Греции к странам-участницам ЕС оказать помощь в решении проблем мигрантов Латвия предпочла оказать материальную помощь, но не принять у себя соискателей убежища из Южной Европы. Это решение опиралось на прогнозы, что Латвии, возможно, придется столкнуться с собственными вызовами — с потоком беженцев из Белоруссии, прозвучало в дискуссии на Latvjas Radio. Тем временем Еврокомиссия предлагает распределять мигрантов по странам ЕС принудительно, если те не помогут добровольно.
Еврокомиссия 23 сентября представила свой пакет предложений по размещению беженцев в странах Евросоюза. Проект, среди прочего, предусматривает введение принципа солидарности в размещении беженцев, в том числе, если объем добровольной помощи окажется недостаточным, перемещение определенного числа беженцев или соискателей статуса беженца в определенные страны — по национальным квотам. Размер квот будет зависеть от численности населения в принимающей стране и размера ее ВВП на душу населения.
Предлагаемые меры должны утвердить Европарламент и Совет ЕС, при этом принцип консенсуса не требуется: достаточно квалифицированного большинства.
Страны-участницы ЕС смогут выбрать, принимать ли им беженцев либо соискателей статуса беженца или взять на себя ответственность за возвращение тех, кому отказано в убежище, в их родные страны, сообщает The Guardian. Во втором случае тех, кому уже отказали в убежище, нужно будет вначале принять у себя, а затем уже депортировать.
Государствам альянса будет предложено финансирование из бюджета ЕС за прием и размещение беженцев или просителей убежища, спасенных в Средиземном море — по 10 тысяч евро за каждого взрослого. Выбор, давать ли убежище или отказаться, но участвовать в программе депортации, будет для государств добровольным.
Как ранее сообщал Rus.lsm.lv, беженцев в Латвии мало — многие из тех, кто прибывает в страну, предпочитают затем перебираться в другие государства ЕС, откуда их порой возвращают обратно в Латвию как нелегалов.
До конца 2017 года Латвии предстояло принять 531 человека из числа в основном ближневосточных беженцев, находящихся в лагерях в Италии и Греции. К 15 сентября 2017 года квота была выполнена на 65%.
В 2019 году прием беженцев по программе перемещения лиц в Латвии был прекращен: из 531 беженца принято только 374, программа выполнена на 70%.
Система квотированного распределения беженцев в рамках ЕС, вопреки возражениям ряда стран-участниц, была принята в сентябре 2015 года. В ее рамках предусматривалось переселить из лагерей в общей сложности 120 тысяч беженцев, уже находящихся в Евросоюзе. Общая установленная Латвии квота составляет неполных 800 человек, однако обязательным являлся прием вышеупомянутых 531.