Масс-медиа новое, это проект российского прокремлевского информагенсттва «Россия Сегодня». Руководит агентством тележурналист Дмитрий Киселев, и в его задачи входит распространение позиции официальной России на события в мире.
Контекст
«Два «Спутника» никак между собой не связаны и появились независимо друг от друга. Мы существуем не совсем в одном пространстве. Мы технологическая компания, наш «Спутник» — про технологии и про сервисы. «Спутник» [cоздаваемый] МИА «Россия Сегодня» — это СМИ (радио и новостные порталы, созданные, как я понимаю, на базе «Голоса России»). Мы нацелены на внутреннего потребителя, на граждан России, на российскую социальную инфраструктуру, а их задача — вещание в других странах на других языках. Тем не менее после запуска Sputniknews возникла некоторая путаница. Можно даже было встретить сообщения, что «Спутник» компании «Ростелекома» запустил новостной портал в какой-то очередной стране. Хороший пример в пособие о пользе проверки фактов».
Директор ростелекомовского проекта «Спутник» Максим Хромов в интервью Ленте.ру.
Представитель Управления по связям с общественностью «Россия Сегодня» Алексей Жильчиков в письме Rus.lsm.lv особо подчеркнул, что агентство не имеет непосредственного отношения к международной телевизионной компании Russia Today, вещающей по всему миру на разных языках.
«Спутник» действует уже в десятке стран. В Латвии, предположительно, будет открыт интернет-портал на двух языках и радиостанция.
«Спутник» представляет собой интернет-поисковик и агрегатор новостей, созданный компанией Ростелеком (на 53% принадлежащей государству). В России он действует с мая 2014-го и постепенно расширяет географию своего присутствия. На прошлой неделе представил мобильную версию интернет-портала. Проект, который реализует «Россия Сегодня», ему не родствен, это параллельные направления.
Руководитель Национального совета по электронным СМИ Айнар Димантс признал, что в настоящее время практически нет условий, по которым можно было бы отказать «Спутнику» в выдаче лицензии на вещание:
«В данный момент законодатель определил такие функции этого вещания, вроде как у почтовой конторы: любой, кто приходит, может регистрироваться и действовать, и тогда мы будем его оценивать. Но нет условий, согласно которым мы могли бы отказать в выдаче разрешения ни в Интернете, ни в других [СМИ]».
Как сообщает De facto, перед новым масс-медиа поставлены масштабные задачи: развернуть работу в 34 странах мира на 30 языках. Треть планов уже реализована – «Спутник» представлен в десятке стран и вещает на 14 языках. В том числе – в регионах, особенно важных для интересов Кремля. Например, в не признанной де-юре мировым сообществом Абхазской республике.
Около двух недель назад в Ригу явились представители «Спутника и встретились с несколькими популярными журналистами и редакторами, пишущими на русском языке. Ни один из них впоследствии не пожелал дать LTV интервью на камеру. Но на условиях анонимности журналисты поделились, о чем шла беседа.
Выяснилось, что «Спутник» хочет открыть в Латвии двуязычный (русско-латышский) новостной интернет-портал. Главная целевая аудитория проекта – молодежь. Хотя части потенциальных сотрудников представители канала заявляли, что заниматься пропагандой не придется, другим говорили открыто: они стремятся представить точку зрения России на события в мире. Из концепции развития «Спутника» следует, что радиовещание тоже планируется развернуть – в FM-диапазоне и как интернет-радио.
Радио «Спутник» может войти на латвийский рынок, и купив часть уже вещающей коммерческой станции. Именно так он поступил в Польше. Айнар Димантс поясняет, что закон не запрещает этого. Хотя готовятся поправки к нормативным актам, которые ограничат объем контента, произведенного за пределами местной радиостанции.
Главред оппозиционного Кремлю русского интернет-ресурса Meduza Галина Тимченко предположила, что «Спутник» вряд ли надеется завоевать доверие жителей Латвии сразу, скорее, его цель – со временем инфильтроваться в местные масс-медиа:
«Мне кажется, это бомба замедленного действия. Рванет если не сейчас, то потом», - считает она.
«Спутник» располагает достаточными финансами, чтобы выкупать у латвийских изданий самые выгодные рекламные места, на самых крупных порталах – повсюду замельтешат заголовки, рекламные баннеры, тексты «Спутника». Постепенно латвийскую аудиторию приучат к тому, что «Спутник» – это латвийское СМИ. Так и завоевывается аудитория.
Однако, как отметила Тимченко, пока ни одному государственному российскому масс-медиа не удалось покорить Интернет и превзойти по популярности ведущие новостные порталы. С ее мнением согласен и профессор университета им. П. Страдиня Сергей Крук:
«Технически, да, там всё красиво выглядит, трюки есть, динамично всё, инфографики, использование компьютерных возможностей. Но это предлагают и многие другие. Контента там нет, там нет хорошей журналистики».
Сомнительны и перспективы завоевания молодых умов. Латвийская молодежь больше ориентирована на западный стиль жизни, переняла западные ценности, модели коммуникации. Тот консерватизм, на который упирает на родине Киселев, антиамериканизм, антилиберализм – вряд ли найдут понимание и признание среди молодежной аудитории здесь.
Руководство «Спутника» комментариев журналистам не дает, а пресс-служба планы развития комментирует скупо. Подтвердив, что «рассматривает возможность организовать работу в странах Балтии», пишет, что «пока слишком рано говорить о сроках и других деталях проекта».