Валдис Биркавс был в числе депутатов, которые избирали первого после восстановления независимости, президента Латвии. Гунтиса Улманиса выдвинул Крестьянский союз.
«У Latvijas ceļš тоже был свой кандидат - Гунарс Мейеровиц. Получалось интересно, что на финишную прямую вышли сын прежнего министра иностранных дел и родственник президента Карлиса Улманиса», - вспоминает бывший премьер Латвии Биркавс.
Гунтису Улманису пришлось восстанавливать институт президентства. По мнению Биркавса, те годы были самыми сложными. Именно в пору Улманиса был подписан договор с Россией о выводе войск из Латвии. И заложено начала для вступления в ЕС и НАТО. На смену Улманису пришла канадская профессор психологии Вайра Вике-Фрейберга.
Политолог Ояр Скудра отмечает, что будучи профессиональным психологм, Вике-Фрейберга подобрала нужные слова, назвав латвийский народ – сильным и могучим.
Но помимо умения вдохновить и поднять самосознание, в период президентства Вайры Вике-Фрейберги был подписан договор о границе с Россией. И страна вступила в Евросоюз и НАТО. По-прежнему она остается одним из самых авторитетных политиков страны.
А вот хирург-ортопед Валдис Затлерс вошел в историю в качестве первого и единственного президента, инициировавшего роспуск Сейма.
Наименее ярким президентом Латвии политолог Скудра считает экс-банкира Андриса Берзиньша.
«Он, в отличие от Вике-Фрейберги и Улманиса, недооценивал значения личного образа и силы публичного мнения», - считает Скудра.
И Затлерс, и Берзиньш не были переизбраны на второй срок. А вот Раймонд Вейонис вполне может остаться во главе государства еще на 4 года. Людям он нравится благодаря имиджу политика, близкого к народу. А правящих политиков устраивает, что он не проявляет инициативы, убежден Скудра.
Однако экс-премьер Латвии Валдис Биркавс считает, что каждый президент пытался что-то сделать.
«Но мне кажется, президенты постепенно занимают больше роль королевы Великобритацнии, чем люди решающие проблемы государства», - заявил Биркавс.