Закон о репатриации, который позволял вернуться на родину людям с латвийскими корнями, вступил в силу в 1995 году. Изначально им пользовались потомки латышей и ливов, которые жили и на Западе, и на Востоке. Со временем поток репатриантов с Запада стал уменьшаться. А в прошлом году, как посчитали в МВД, среди репатриантов резко выросло число именно российских граждан. Их доля достигла 81% от общего числа репатриантов. В прошлом году поступило 430 заявлений от граждан РФ, статус репатрианта или члена семьи репатрианта был присвоен 220. В латвийских госструктурах считают, что иностранцы стали пользоваться латвийским законом, чтобы получить свободный доступ к шенгенской визе.
«Глядя на тенденцию последних лет, мы видим, что сущность закона была совершенно иной, он призывал вернуться со всего мира на родину людей с латвийскими корнями, тех, кто, например, был выслан в советское время.
За последний год мы видим, что теперь это совсем другие люди, которым Латвия не особо интересна, а [интересен] только постоянный вид на жительство»,
— сказала начальник управления по делам гражданства и миграции Майра Розе.
Но что лучше для интересов Латвии – чтобы гражданин РФ с латвийскими корнями был мобилизован и отправлен на войну в Украине или имел возможность уехать из РФ? Глава МИД Эдгар Ринкевич ответил на этот вопрос Rus.LSM так:
«Эти люди с латвийскими корнями до войны Латвией не интересовались, по имеющимся у нас сведениям, совсем. Вдруг началась война и мобилизация, вдруг начались ограничения на получение виз, и у них внезапно проснулась огромная любовь к родине. (…) В данном случае наша позиция очень чёткая и последовательная. Если гражданин России против мобилизации, но не против войны и никоим образом (всё равно, с какими корнями латвийскими или какими-то другими) не протестует, то это не является достаточным основанием для запроса визы, временного вида на жительство или статуса репатрианта. С этой точки зрения, ответ жёсткий, никакой особой привилегии или жалости у нас нет.
В МВД собираются подать поправки к закону о репатриации и закону об иммиграции до конца марта. Они предусматривают, что репатрианты и члены их семей смогут получать временный вид на жительство на пять лет и затем получить постоянный вид на жительство, если все эти 5 лет они проживали в Латвии и знают латышский язык как минимум на уровне А2. Этого в существующей редакции закона не было. Также поправки должны предусмотреть переходный период, когда репатрианты перестанут получать пособия и переходный период, когда действие закона о репатриации прекратится.