Эфир программы «Открытый разговор» на Латвийском радио 4. Главные темы — интеграция, гражданство, русский язык в Латвии. Этот выпуск посвящен ответам на вопросы слушателей. Именно вопрос слушателя и зачитывает ведущая Ольга Князева, а потом обращается к своим гостям культурологу Денису Ханову и политтехнологу Филиппу Раевскому.
«Когда я читала этот вопроc, у меня был единственный призыв: друзья мои, соведущие, что делать? Как сделать так, чтобы такого отношения к языку было меньше? А то, что оно есть — давайте не будем скрывать, что оно есть. Мы можем спорить на тему, уместен ли был этот вопрос. Но если он есть — я считаю, что, значит, об этом нужно говорить, а не заметать проблему под коврик», — говорит Ольга Князева.
Фрагмент передачи был распространен в соцсетях, и сначала представлен как якобы мнение самой ведущей, а затем как повод для агрессивных комментариев — зачем журналист вообще зачитывала этот вопрос и почему не высказала свое твердое несогласие с ним.
«Травля, которая происходит в социальных сетях, я по-другому это вообще назвать не могу — с подачи псевдопатриотов, так я это называю. Это все понеслось как перепосты в твиттере в основном. Подключились наши активные дерусификаторы, которые, конечно, обвинили меня в том, что я главный враг государства, говорили о том, что я не имею право работать на Латвийском радио. Речь идет о том, если говорить концепутально, как люди потребляют информацию. Почему у нас люди так легко подвержены дезинформации?»
Агрессивные сообщения журналист получает и лично. Ольга Князева уже обратилась в Службу госбезопасности и будет обращаться в другие инстанции. Планирует обращаться в правоохранительные органы и само Латвийское радио, заявила его главный редактор Анита Брауна:
«Юристы радио проводят оценку, так как, чтобы обратиться в полицию или суд, необходимо сформулировать юридические аргументы, чтобы понять, каковы самые эффективные и подходящие механизмы. Но да, радио приняло концептуальное решение, что в этом случае мы это сделаем».
Какова цель таких нападок? У главного редактора Латвийского радио есть своя версия.
«По-моему, цель этого всего — показать, будто журналисты Латвийского радио 4 настроены против государства, что они работают против интересов Латвии. И это все попадает под этот широкий нарратив, что русские редакции общественных СМИ нужно закрыть, потому что это антинационализм. То есть журналистов дискредитируют, чтобы другие послания выглядели более правдоподобными. И у этих посланий могут быть политические цели, или бизнес-цели, или другие цели».
Вербальное насилие над журналистами в соцсетях, по словам главреда Латвийского радио, может привести — а в некоторых случаях уже привело — к самоцензуре как у журналистов, так и у тех, кого приглашают на интервью. Дабы избежать травли в соцсетях, люди отказываются говорить на какие-то важные, но чувствительные для общества темы. С этим согласна и главный редактор Латвийского телевидения Сигита Роке:
«Эта ситуация в принципе очень странная. Ведь получается, мы тогда можем порицать любых журналистов, которые работают с вопросами или комментариями, присланными аудиторией… Я очень надеюсь, что мои коллеги не затихнут и будут продолжать свою работу. Но это не легко и не просто».
В Ассоциации журналистов отмечают — к сожалению, нападки на журналистов за то, что они просто выполняют свою работу, в последнее время — не редкость. Что с этим делать и как защитить журналистов? В ассоциации говорят — улучшать понимание правоохранительных органов о том, какую функцию журналисты выполняют в обществе.
«В рабочей группе при Министерстве культуры сейчас идет активная работа над тем, как улучшить сотрудничество между журналистами и правоохранительными органами. Чтобы было понятно, что вербальные нападки на журналистов влияют не только на этого конкретного журналиста, но и на отрасль, и на СМИ в целом, а значит и на демократию — потому что независимые журналисты и СМИ — это инструмент демократии», — сказала член правления Латвийской ассоциации журналистов Анастасия Тетаренко-Супе.
При этом, как говорят в ассоциации, избавиться от агрессивных нападок полностью вряд ли удастся — таковы, к сожалению, реалии соцсетей. Что еще со своей стороны могут сделать сами журналисты? Больше рассказывать обществу о том, почему так важно показывать разные мнения и стороны в чувствительных для людей темах.