Манипуляции с кодами товаров и ввоз через третьи страны. Как латвийский бизнес обходит санкции

Хотя уже третий год бизнесменов призывают прекратить сотрудничество с Россией и Беларусью, многие ищут способы продолжить привычный бизнес и обойти санкции. По данным Таможенного управления Службы госдоходов, в этом году стало больше случаев нарушения санкций. Однако судебная практика по-прежнему отстает, сообщает Латвийское телевидение в передаче De facto.

Полномасштабное вторжение России в Украину длилось уже полгода, когда латвийское предприятие Fulgura импортировало из России товар, необходимый ему для бизнеса — сборки каркасных домов. Это были 50 упаковок клееных ламинированных древесных материалов. Товары в Ригу в сентябре 2022 года доставили при посредничестве литовской компании четыре водителя на фурах с полуприцепами. Таможня выяснила, что код ввезенного товара отличается от задекларированного и что на товар распространяются санкции.

Теперь единственного владельца компании Дмитрия Броновца обвиняют в нарушении санкций. Его адвокат Илмар Сваринскис рассказал, что спор идет о том, правильным ли было заключение Таможенного управления о товаре.

Прокурор прокуратуры по налоговым и таможенным делам Эдгар Виксне в верности оценки не сомневается. Он рассказал, что ввозить в ЕС запрещено любые пиломатериалы:

«И в данном случае древесные материалы ввезли, но задекларировали по другим кодам, на которые не распространяется какой-то конкретный запрет. Таможенное управление после получения декларации обнаружило, что коды указаны неверно».

Предприниматель Дмитрий Броновец не признает своей вины: «В тот момент этих товаров не было в санкционных списках с Россией. Поэтому мы официально, легально ввезли товар». Он пояснил, что до войны сотрудничал с заводами в России, Белоруссии и Украине. Но теперь — только с Киевом.

По версии обвинения, растаможивание древесных материалов с несоответствующим кодом проводил от имени предпринимателя таможенный брокер. Сейчас он — второй обвиняемый по этому делу. В отличие от Броновца, таможенный брокер Максим Логинов признаёт свою вину и готов договариваться с прокурором о наказании. Это дело было выделено из основного дела. Но решение еще только ожидается.

«Он действительно признаёт, что — да, он не отказался от этого конкретного клиента, видя эти коды. Но ему самому менять коды нельзя. Он обязан задекларировать товар с теми кодами, с которыми приходит накладная. И конечно, сейчас, видя сложившуюся ситуацию, он эти свои действия и признаёт»,

— заявила адвокат Логинова Ингуна Ламберте.

Прокурор Эдгар Виксне предъявил обвинения и по другому делу, связанному с нарушением санкций. В нем латвийская транспортная компания подозревается в попытке в прошлом году отправить российской компании выключатели и датчики подъемника, которые нельзя экспортировать.

«По сути, эти нарушения санкций выражаются по-разному. Таможня запрещает, сообщает декларанту, что [товар] перевозить нельзя. И если он снова подаст ту же самую декларацию, тогда уже считается, что он умышленно пытался совершить нарушение», — сказал прокурор Виксне.

По имеющейся у De facto информации, обвиняется в этом деле  член правления транспортного предприятия JANA-S Янис Суров. Он поначалу согласился дать De facto комментарий по телефону, но позднее передумал. Из беседы с ним стало ясно, что Суров с обвинениями не согласен. На вопрос, зачем он продолжает торговать с Россией, бизнесмен ответил, что грузоперевозчикам трудно переориентироваться на другие рынки.

В целом случаев обхода санкций, по данным Таможенного управления СГД, в этом году стало больше. Если за весь 2023 год год было выявлено 2175 нарушений, то за первые 10 месяцев этого года  — уже 2623. Однако если нет особых признаков умышленного нарушения санкций, никого не задерживают сразу.

«Конечно, бывают ситуации, когда однозначно видно, что произошло намеренное нарушение санкций. Если человек пытался проехать через Литву, а мы от Литвы получили информацию о риске, и теперь он пытается проехать через Латвию. Бывают ситуации, когда человек едет и говорит — у него не было информации, что товар запрещенный. Они говорят — сейчас вы мне дали эту информацию, контроль был проведен, я поеду обратно и попытаюсь продать товар другим способом»,

— прокомментировал начальник отдела управления рисками Таможенного управления СГД Атис Пилатс.

Банк Латвии в своем анализе подсчитал, что предприниматели обходят санкции, отправляя запрещенные товары, в том числе предметы роскоши, в страны, где таких ограничений нет. Это не только страны Средней Азии, но также Объединенные Арабские Эмираты и Китай. Экспорт в эти страны значительно увеличился с начала войны.

«Мы говорили с финансовым сектором с точки зрения мониторинга клиентов, мониторинга предприятий. Если ты продолжаешь работать с этими регионами — у тебя должны быть системы внутреннего контроля. Как ты убедишься, что не участвуешь в уклонении от санкций? Это один критерий. И второй критерий — это товар.

Если ты производишь продукт повышенной опасности, который потенциально может быть использован российской стороной в боевых действиях, то тоже необходимо иметь этот дополнительный контроль»,

— подчеркнул Кристап Марковскис, глава управления Банка Латвии по предотвращению отмывания нелегальных средств.

Подозрения, что предприниматели недостаточно добросовестны, у Таможенного управления СГД тоже имеются. Однако на границе сложно выяснить, действительно ли товар предназначен, скажем, для рынка Узбекистана, или пунктом назначения будет Россия.

В подозрительных ситуациях Таможенное управление обращается к третьим странам. В этом году до сентября было отправлено 113 запросов, и в большинстве случаев (63%) подозрения подтверждаются. Значит, товар не дошел до места назначения. Эта информация может стать основанием для возбуждения уголовного дела.

Замдиректора управления Налогово-таможенной полиции СГД Артур Коваленко рассказал, что упор делается на поимку крупных нарушителей, которые, возможно, даже профессионально пытаются предлагать услуги по обходу санкций:

«Есть также отдельные дела, отправленные для начала уголовного преследования — когда зарегистрированные в Латвии компании оказывали декларантские, брокерские услуги, зная, в чем участвуют, и давали советы, как правильно обойти санкции. Старались оформить бумаги, чтобы у Таможенной службы не возникло дополнительных вопросов. Слава Богу, этого не произошло».  

На данный момент в пользу государства в ходе уголовных процессов о нарушении санкций конфисковано товаров на сумму 662 498,27 евро.

Дела об обходе санкций — новая для латвийских судов практика. Сравнительно много, 14 уголовных дел, было возбуждено в прошлом году по одному и тому же поводу: из-за сотрудничества латвийцев с находящимся под санкциями российским пропагандистом Дмитрием Киселевым и публикации материалов на сайтах Sputnik и Baltnews. По двум из этих дел в прошлом году было достигнуто соглашение с прокурором. В этом году еще три человека были приговорены к штрафам и общественным работам.

Есть еще два решения суда первой инстанции, но ни одно из решений суда этого года еще не вступило в силу. И никто не был приговорен к тюремному заключению. Замначальника Службы финансовой разведки Паулис Ильенков заявил De facto, что, по их мнению, такие случаи должны быть:

«Если нарушение санкций действительно имело место, и нарушение санкций доказано — то обязательно должны быть случаи, когда лица привлекаются к ответственности, в том числе с лишением свободы».

Как рассказала в эфире De facto министр иностранных дел Байба Браже, Латвия и другие страны региона подали предложения в Еврокомиссию, готовя очередной, уже 15-й по счету пакет санкций. В нем предложены новые ограничения на поставки нефти, «теневые» флоты РФ и компании в третьих странах. Латвия надеется, что этот раунд санкций будет принят до конца года. 

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное