Когда в Москве в августе 1991-го была предпринята попытка государственного переворота, а в Риге ОМОН на несколько дней занял стратегически важные объекты — Латвийское радио, телецентр, Дом печати, — с учетом того, что в Латвии тогда еще присутствовали тысячи солдат российской армии, стало ясно, что независимость придется защищать другими средствами.
21 августа 1991 года стал днем, когда независимость Латвии была восстановлена де-факто. Тогда было еще неизвестно, не победит ли ГКЧП в Москве. Однако депутаты Верховного Совета Латвии собрались на заседание, обсудили и утвердили конституционный закон о статусе Латвии как независимого государства. Он четко обозначил выбор латвийского государства в пользу независимости и приверженности ценностям Запада.
Голосование объявили, когда уже прозвучало известие, что к зданию Верховного Совета едут бронетранспортеры ОМОНа, сообщается на сайте Сейма.
Таким образом завершился процесс восстановления государственной независимости Латвии, начало которому положило принятие декларации 4 мая 1990 года. В кратчайшие сроки суверенитет Латвии был признан на международном уровне: 22 августа 1991-го первой это сделала Исландия, 24 августа — РСФСР, а 6 сентября — и Верховный Совет распадающегося СССР.